№ 10, октябрь 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Совместная деятельность в строительстве

Рубрика «Управление затратами и их учет»

ГАЛИНА ХИМЧЕНКО

Крупные организации, как правило, самостоятельно осуществляют строительство объектов, необходимых им для производственной или непроизводственной деятельности. Средние и мелкие организации не всегда могут сделать это из-за недостатка финансовых ресурсов. Одним из вариантов решения данной проблемы является совместное строительство. В этом случае несколько предприятий объединяют свои средства для строительства необходимого им объекта недвижимого имущества. По завершении строительства это имущество становится их общей долевой собственностью.

Договор о совместной деятельности

Совместная деятельность ведется организациями на основании гл. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) в строительстве двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью строительства объекта недвижимого имущества. Договором может быть предусмотрена также дальнейшая совместная эксплуатация объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию.

В договоре о совместной деятельности в строительстве необходимо предусмотреть следующие разделы:

                   предмет совместной деятельности (строительство объекта либо строительство и дальнейшая эксплуатация объекта);

                   поэтапные сроки строительства;

                   ориентировочная сметная стоимость строительства;

                   порядок внесения вкладов в строительство объекта (сроки, доли участников, форма вкладов);

                   распределение обязанностей товарищей в ходе строительства;

                   порядок ведения общих дел (от имени товарищества может выступать каждый из товарищей; дела ведутся специально назначенным товарищем; дела ведутся совместно всеми товарищами);

                   порядок ведения бухгалтерского учета совместной деятельности;

                   порядок распределения между товарищами сэкономленных средств, образовавшихся по завершении строительства;

                   порядок возмещения расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью, в т.ч. по содержанию общего имущества;

                   порядок досрочного выхода товарища из товарищества.

Организация учета совместного строительства

Ведение бухгалтерского учета совместной деятельности может быть поручено одному из юридических лиц, участвующих в договоре простого товарищества. Как правило, при совместном строительстве ведение бухгалтерского учета поручается участнику совместной деятельности, осуществляющему функции заказчика-застройщика.

Все операции по совместному строительству учитываются на обособленном балансе, данные которого в баланс организации — товарища, ведущего общие дела, не включаются. Следует отметить, что баланс совместной деятельности не является балансом юридического лица, поэтому его не нужно представлять в налоговые и иные государственные органы. Однако участник, ведущий общие дела, должен в установленные договором сроки представлять отчетность по совместной деятельности всем ее участникам.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (28), октябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.