№ 11, ноябрь 2005

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Нормируемые расходы на производство и реализацию: ценообразование и формирование налогооблагаемой прибыли.

Рубрика «Управление затратами и их учет»

Т.С. КОЖЕВНИКОВА

В соответствии с законодательством по ценообразованию затраты, включаемые в себестоимость продукции, товаров, работ (услуг), рассчитываются по нормам, утверждаемым руководителем предприятия, и нормативам, определяемым в установленном законодательством порядке. При определении налогооблагаемой прибыли согласно принципам налогового учета учитываются определенные статьи расходов, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, работ (услуг), с учетом их корректировки согласно действующему законодательству. При определении затрат, которые учитываются или не учитываются при исчислении прибыли, облагаемой налогом на прибыль, необходимо руководствоваться требованиями Инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 19, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 1994 г. № 429 «Об установлении нормативов расходования средств на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 429) разработаны единые подходы по нормированию указанных расходов для целей ценообразования и налогового учета.

Согласно Инструкции расходы на рекламу, консультационные, информационные и аудиторские услуги, подготовку и переподготовку кадров и другие учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли с учетом норм, установленных законодательством. Расходы, произведенные сверх норм, утвержденных нормативными актами, не учитываются в составе расходов при определении налогооблагаемой прибыли.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 1994 г. № 429 «Об установлении нормативов расходования средств на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 429) разработаны единые подходы по нормированию указанных расходов для целей ценообразования и налогового учета.

Расходы, произведенные сверх утвержденных норм, не учитываются как при формировании отпускных цен и тарифов, так и для целей определения прибыли, облагаемой налогом на прибыль. Порядок учета указанных расходов для целей бухгалтерского учета остался неизменным. Данные расходы отражаются в бухучете в полном объеме без учета установленных норм.

Реклама — это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров.

Согласно подп. 2.10.11 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8/3/03-02-07/300, с последующими изменениями и дополнениями для целей себестоимости к расходам на рекламу относятся расходы:

?                   на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);

?                   разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов, оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т.д.;

?                   рекламные мероприятия (объявления в печати, передача по радио и телевидению);

?                   световую и наружную рекламу, изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;

?                   хранение и экспедирование рекламных материалов;

?                   оформление витрин, выставок-продаж, выставок и ярмарок, комнат образцов;

?                   уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;

?                   проведение иных рекламных мероприятий.

Маркетинговые услуги представляют собой мероприятия в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижение товаров (работ, услуг) от производителя к потребителю с целью их прибыльной реализации. Маркетинговые исследования, связанные с созданием новых видов продукции (работ, услуг), носят характер научно-исследовательских работ и в соответствии с подп. 2.2.3.5 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в себестоимость производимой продукции не включаются, а финансируются за счет средств, направляемых на развитие и совершенствование производства.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (29), ноябрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.