№ 8, август 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Антимонопольное регулирование ценообразования в Республике Беларусь

Рубрика «Ценообразование»

В.А. НАДЕЖДИНА

Цель антимонопольного законодательства заключается в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) субъектов хозяйствования монополий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие самих субъектов естественных монополий.

В Республике Беларусь используется система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением на рынке. При этом доминирующее положение означает исключительное положение субъекта хозяйствования на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. Факт доминирования устанавливается по доле рынка, которой обладает предприятие. Если, например, одно предприятие владеет более чем 30 %, а два — более чем 54 % рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Данный реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цена на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят субъекты хозяйствования, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то оно исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в т.ч. ценовых. Каждый из разделов содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия — монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий — монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов).

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования:

                   установление предельного норматива рентабельности;

                   установление предельного уровня цен (тарифов);

                   декларирование цен (тарифов) в органах ценообразования на основе представляемых предприятием детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляций, пояснительной записки, расчетами прибыли, налогов).

В соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43, с последующими изменениями и дополнениями регулирование отпускных цен (тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Комитета цен при Министерстве экономики Республики Беларусь, принимаемыми последними исходя из предоставленных им полномочий.

Предприятия-изготовители, декларирующие отпускные цены на вырабатываемую продукцию, реализуют ее по ценам, не превышающим зарегистрированных органами ценообразования.

Субъекты хозяйствования, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, а также выпускающие продукцию для строек (объектов), финансируемых за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, создаваемых по решению Национального собрания Республики Беларусь, кредитов, при формировании отпускных цен включают прибыль в размерах, не превышающих предельных уровней рентабельности, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках», с последующими изменениями и дополнениями.

Субъекты хозяйствования при формировании отпускных цен имеют право дифференцировать рентабельность в разрезе наименований одной товарной позиции, при этом в целом по этой позиции ее размер не должен превышать установленного предельного уровня.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (26), август 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.