№ 11, ноябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Оценка дебиторской задолженности организации

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

Д.И. Сыч, аудитор

В ходе осуществления хозяйственной деятельности любая коммерческая организация сталкивается с проблемами возникновения дебиторской задолженности. Как оценить существующую задолженность и ее эффективность — с этим постараемся разобраться в данной статье.

Несомненно, что дебиторская задолженность — одна из разновидностей активов организации, таких как основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и т.п. Таким образом, при открытии предприятия необходимо инвестировать средства также и в «дебиторку». Насколько эффективно такое инвестирование? Некоторые специалисты утверждают, что дебиторская задолженность отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать «дебиторку» как высокорискованный актив. На Западе широко распространена практика создания резервов по сомнительным долгам, поскольку можно однозначно утверждать, что не вся задолженность будет погашена покупателями. Данная проблема еще более актуальна для субъектов хозяйствования, Республики Беларусь, что связано с низкой дисциплиной расчетов. В связи с этим слишком высокая доля «дебиторки» в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.

Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен). Однако не каждое предприятие согласится выполнять роль финансовых институтов, поскольку, во-первых, оно не обладает мощными денежными ресурсами, а во-вторых, не имеет опыта работы и доступа к инфраструктуре данного сектора экономики.

С другой стороны, практически для каждого предприятия действует правило: чтобы оставаться конкурентоспособным и коммерчески успешным, необходимо предоставить своим покупателям определенный коммерческий кредит. Исключением является ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Если же предприятие имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется либерализация платежных условий. Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и положительно влияет на финансовые результаты компании.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

  1. Дебиторская задолженность — неотъемлемый элемент сбытовой деятельности любого предприятия.
  2. Понятие дебиторской задолженности является исключительно важным для определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений. В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков ее погашения, а также от степени вероятности непогашения задолженности можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях ее развития.
  3. Несомненно, что в условиях современного рынка продажа в кредит необходима и важна. Следует, однако, учитывать, что продажа в кредит вызывает значительный рост дебиторской задолженности и может привести к росту как расходов, так и рисков. В сбытовой политике предприятия должны не только принимать во внимание положительные результаты кредитования покупателей (увеличение продаж и прибыли), но и учитывать, что данный процесс обычно сопровождается увеличением расходов по его обслуживанию.

Таким образом, размер дебиторской задолженности (ДЗ) можно выразить через следующую факторную модель:

ДЗ = В × СИ,

где В — это выручка от продаж (либо отгрузка товаров в отпускных ценах, если выручка определяется по моменту оплаты);

СИ — степень инкассации дебиторской задолженности.

Таким образом, видно, что дебиторская задолженность может увеличиваться как через рост выручки (это положительный фактор, поскольку увеличивается объем продаж, расширяется рынок сбыта), так и через уменьшение степени инкассации (увеличение срока оплаты), что является негативным фактором, поскольку приводит к отвлечению средств из оборота.

Что касается конкретных причин, то увеличение статей дебиторской задолженности может быть обусловлено:

1)           неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров;

2)           наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей;

3)           слишком высокими темпами наращивания объема продаж;

4)           трудностями в реализации продукции.

Для проведения оценки и анализа существующей дебиторской задолженности необходима соответствующая информация. Такая информация может быть получена из нескольких источников.

  1. Бухгалтерский баланс (согласно требованиям законодательства составляется ежемесячно). В нем отражается общая сумма дебиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, а также величина списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов. Однако если момент определения выручки определяется по оплате, то полная сумма дебиторской задолженности в балансе не будет отражена.
  2. Отчет о прибылях и убытках (составляется ежеквартально). В нем указывается сумма списанной дебиторской задолженности.
  3. Форма 5 к бухгалтерскому балансу. Указываются остаток краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности, а также общая сумма просроченной дебиторской задолженности. Однако некоторые специалисты полагают, что поскольку в бухгалтерском учете не предусмотрены какие-либо отдельные счета и методики для отражения просроченной дебиторской задолженности, данным о ней в форме 5 доверять особо не следует.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (41), ноябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.