№ 2, февраль 2006

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Разработка бизнес-плана предприятия. База и горизонт планирования

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

Г.Л. ХАРЕВИЧ, доцент кафедры «Экономика предприятий и природопользования» Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук

Начиная разработку показателей текущего плана на очередной год, специалисты плановых отделов сталкиваются с задачей определения базы и горизонта планирования — исходной точки, отталкиваясь от которой следует вести расчеты, и величины планируемого показателя, которой необходимо достичь. Большинство плановых работников не задумываясь ответят, что базой служат фактические показатели предшествующего периода, а величина планируемого показателя будет зависеть от темпов роста. Однако эта проблема усложняется, когда необходимо определить сами темпы роста или когда не выполнен план за отчетный период. В этой ситуации отталкиваться в расчетах показателей от факта, отражающего невыполненные показатели отчетного периода, достаточно сомнительно как с точки зрения целей, так и задач планирования.

Цели планирования в наиболее общем виде отражают направления и ориентиры деятельности, поставленные руководителем предприятия в плановом периоде. Конкретная форма выполнения той или иной цели с указанием сроков и объемов — это задача, которую должно решить предприятие.

Фирма Merck & Co., Inc. является ведущей исследовательской компанией, предлагаю­щей фармацевтическую продукцию и услуги. Она разрабатывает, производит и продает широкий ассортимент новой продукции для лечения людей и животных. Отделение фирмы Merck-Medco Managed Care Division обслуживает 40 млн американцев, призывая их пра­вильно применять лекарства и проводя программы профилактики болезней. Цели компа­нии состоят в том, чтобы обеспечивать общество лучшей продукцией и услугами (иннова­циями и решениями, которые повышают качество жизни и удовлетворяют потребности по­купателей), создавать сотрудникам условия для эффективной работы, а инвесторам дать воз­можность получить высокую прибыль.

После того как цели сформулированы, между ними установлены взаимосвязи и определены их количественные значения, приступают к обоснованию этапов разработки плана.

Выявление степени взаимодействия между целями позволяет установить временные ориентиры в планировании — определить временной период (горизонт планирования), в который должна быть реализована та или иная цель.

Так, в ситуации со взаимодополняемыми целями в зависимости от степени важ­ности определяются главная и дополнитель­ная цели.

Выделение этих целей позволяет также установить периоды для их достижения. Когда предприятие только начинает свою деятельность, доминировать будет цель создания команды сотрудников, обладающей таким интеллектуальным потенциалом, который позволит достичь цели «способность превосходить». Когда команда создана, доминирующей становится главная цель — «сохранять и улучшать жизнь людей, обслуживать каждого, кто может получить пользу от правильного применения продукции и услуг компании, обеспечивая тем самым длительное удовлетворение потребностей клиентов». Разделение целей должно подкрепляться их количественными контрольными значениями (т.е. цель необходимо сделать измеримой), что позволяет определить задачи в виде количественных показателей для планирования.

Не все предприятия разрабатывают долгосрочные и среднесрочные планы, поэтому им выгодно отталкиваться от более низкого уровня базы планирования, т.к. в этой ситуации требуется меньше усилий для выполнения доведенных им от «достигнутого» уровней темпов роста.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (32), февраль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.