№ 5, май 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Анализ сезонной волны выручки, получаемой от реализации продукции сельскохозяйственным предприятием

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

Э.М. БОДРОВА, кандидат экономических наук, доцент

В хозяйственной деятельности предприятия определение денежного потока представляет собой серию различных по величине расходов и поступлений денежных средств в сроки, как правило, не укладывающиеся в жесткую схему. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, — это его страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков.

Деньги в кассе, на расчетном счете не приносят дохода, их наличие в больших остатках на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала, но в то же время их дефицит приводит к дисбалансу погашения текущих платежей предприятия.

Определение и прогнозирование денежных потоков является наиболее актуальной задачей деятельности финансовой и бухгалтерской служб предприятий, в т.ч. сельскохозяйственных, охватывающей аспекты учета движения денежных средств, анализа потоков денежной наличности, составления бюджета движения денежных средств как элемента краткосрочного финансового прогноза.

Операционная деятельность сельскохозяйственного предприятия — главный источник формирования основного потока денежных средств, выручка от реализации сельскохозяйственной продукции — генерирующий финансовый ресурс, используемый для осуществления его деятельности. Знание величины выручки позволяет принимать обоснованные управленческие решения, касающиеся погашения задолженности, прогнозирования размера прибыли с учетом результата анализа расходов на производство и реализацию продукции сельскохозяйственного предприятия.

От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия.

Выручка от реализации продукции зависит от:

  • количества реализованной продукции;
  • объема выпуска продукции и ее размера переходящих остатков;
  • ассортимента реализованной продукции (чем больше удельный вес дорогостоящих изделий в структуре ассортимента, тем больше выручка);
  • качества реализованной продукции;
  • уровня цен.

Сельскохозяйственное производство имеет свои специфические черты, доминирующими из которых являются сезонность, вероятностная зависимость объема производства от климатических условий, а также подверженность сельскохозяйственной продукции естественной убыли, происходящей в результате микробиологических процессов (гнили). В настоящее время в республике далеко не все сельскохозяйственные предприятия располагают достаточным количеством хранилищ, оснащенных современными камерами с регулируемым режимом, для реализации своей продукции в свежем виде равномерно на протяжении всего отчетного периода. Следовательно, период времени продаж играет немаловажную роль в равномерности объемов получаемой предприятием выручки от реализации произведенной продукции на протяжении всего отчетного года.

При проведении анализа сезонной волны выручки следует обратить внимание на дебиторскую задолженность, т.к. сельскохозяйственным предприятиям часто приходится продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реализации сельскохозяйственной продукции. На увеличение дебиторской задолженности могут влиять следующие факторы: высокие темпы роста объема продаж, наступление неплатежеспособности покупателей, неправильный выбор контрагентов, сложности в сбыте продукции.

Далее, в процессе изучения равномерности получения выручки целесообразно учитывать весь ассортимент выпускаемой предприятием продукции и его структуру: чем больше дорогостоящей и менее издержкоемкой продукции реализует предприятие, тем больше выручки оно получает. Рациональное управление ассортиментом выпускаемой продукции может увеличивать объем продаж и, следовательно, выручку, но производственная программа предприятия разрабатывается на основе заключенных с покупателями (заказчиками) договоров, т.е. на этом этапе можно оценить, когда и какая продукция и в каком количестве востребована покупателем. Таким образом, управление ассортиментом имеет определенные ограничения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (35), май 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.