№ 5, май 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Планирование прибыли предприятия

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

Г.Л. ХАРЕВИЧ, доцент кафедры «Экономика предприятий и природопользования» Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат экономических наук, И.А. ШЕЙДА, магистрант Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Планирование прибыли — составная часть общей системы планирования на предприятии (corporate planning process). Оно позволяет определить успешность деятельности предприятия и через постановку целей по достижению величины основного финансового результата связано с процессом управления.

Сегодня большинство предприятий используют какой-либо один из традиционных методов планирования прибыли:

  • прямого ассортиментного расчета;
  • укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции);
  • совмещенного расчета, что в условиях высокой неопределенности рынка ограничивает возможности и снижает маневр в управлении прибылью в среднесрочном и долгосрочных периодах.

В тоже время в практике работы предприятий помимо традиционных методов нашли применение инновационные и экономико-математические методы планирования прибыли. Планирование прибыли различными методами позволяет расширить возможности определения потенциала и увеличения прибыльности предприятия, нахождения баланса между прибылью и ликвидностью, более эффективного управления основными факторами, воздействующими на изменение прибыли.

Экономико-математические методы требуют многочисленных показателей, учитывающих реальные факторы риска в планируемом периоде, и моделей, обладающих высокой достоверностью, что в силу объективных условий для плановых служб многих предприятий не всегда доступно  и существенно усложняет задачу их применения.

Более доступны и продуктивны инновационные методы, которые предполагают использование:

  • маржинального дохода — Contribution Margin (СМ). Иногда используются другие переводы этого термина («вклад на покрытие», «вложенный доход», «валовая маржа»);
  • точки безубыточности — break-even point (Q);
  • предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода, величины запаса безопасности — Safety Margin.

ЖЦТ представляет собой модель реакции рынка на товар во времени, когда в планировании учитывают фазы роста и упадка объемов продаж. Любому товару свойственен период роста, зрелости и спада спроса и соответственно рост, стабилизация и спад объемов производства и продаж. На фазе спада предприятие вынуждено снижать цену продажи. Возможна также ситуация, когда с ростом объемов увеличиваются и це­ны факторов производства (сырье и материалы, труд, капитал, информация). В данном случае требуется рассчитать момент снятия с производства товара, входящего в фазу упадка, неспособного покрывать своей выручкой даже прямые переменные и прямые постоянные затраты.

Эта нелинейность цены или издержек либо их обеих объясняет, почему на протяжении жиз­ненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два по­рога рентабельности, что требует совершенно иных, чем традиционно используемые, методов планирования прибыли (например, в рамках интервала между первым и вторым порогом), основанных на построении соответствующих графиков безубы­точности. Практика только начинает осваивать эти методы, и при подобном планировании возникает множество проблем. Так, считается обоснованным планировать прохождение первого порога безубыточности примерно на уровне второй трети фазы роста, но расчет момента снятия с производства требует большей точности, т.к. в подобной модели независимой переменной является время, а зависимой — объем продаж, затраты и прибыль. Следует признать, что использование интервального планирования является объективно необходимым. Инновационные методы служат необходимым для этого инструментом.

График безубыточности в интервальном планировании прибыли используется в связи с тем, что на протяжении своего жиз­ненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два по­рога рентабельности. Следовательно, на определенной фазе жизненного цикла товара, после приближения к второму порогу, следует принимать решение о дальнейшем производстве. Помимо этого интервальное планирование позволяет рассчитать границы плана получения прибыли в течение жиз­ненного цикла товара и сформировать пессимистический план на нижней границе безубыточности, средне-оптимальный, оптимистический, пессимистический планы по верхней границе безубыточности.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (35), май 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.