№ 7, июль 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

А.В. ПУРЫГИН, экономист

В условиях формирования и развития рыночных отношений в Республике Беларусь одним из важнейших факторов, способствующих рентабельной хозяйственной деятельности торговых предприятий, является эффективное управление ресурсами. Ресурсы торгового предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Однако в условиях ориентации на спрос покупателей и его активное формирование предприятия должны определять, как использовать имеющиеся ресурсы. Именно ориентация на максимальное удовлетворение спроса потребителей способствует успешной реализации товаров, обеспечивая тем самым эффективность работы торгового предприятия.

Сущность коммерческой деятельности предприятия торговли заключается в комплексе мероприятий, направленных на решение особых задач, связанных с обеспечением рентабельной работы на основе удовлетворения потребительского спроса. Изучение процессов реализации задач коммерческой деятельности — важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия и региона.

Следует рассматривать потребителя в качестве равноправного участника коммерческой деятельности. Следовательно, основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители (участие которых в условиях административно-командной экономики было слабым). Это утверждение основано на определении рыночной экономики, в которой для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей — нужный им товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет потребности (потребительские интересы) в соответствии с уровнем платежеспособности. В данном случае потребитель является не пассивным покупателем, а полноправным участником коммерческой деятельности торгового предприятия, элементом, ее регулирующим. Таким образом, потребитель — важнейшая категория субъектов деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном.

Комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка следует рассматривать сквозь призму удовлетворения потребностей населения. Реализуя свои интересы, потребитель влияет на поведение предпринимателей на рынке при заключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбытовых каналов и продажи товаров, на формирование ассортиментной и ценовой политики торгового предприятия.

Процесс демократизации сферы торговли и свобода предпринимательства возродили предприимчивость, индивидуальную и коллективную инициативу, материальную и моральную заинтересованность работников торговли, что в свою очередь способствовало активизации их деятельности на потребительском рынке. Сейчас торговые предприятия самостоятельно решают вопросы хозяйственной деятельности, принимают участие в сделках на более выгодной основе, что способствует повышению доходности коммерческой деятельности предприятий. Хозяйственные взаимоотношения торговых предприятий с другими субъектами инфраструктуры рынка также претерпели изменения, характер которых основан на сочетании интересов предприятия и территорий.

С целью повышения эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия необходимо ее исследовать. Для углубленного исследования влияния коммерческой работы на результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий следует разработать систему основных критериев ее оценки, которая может быть использована для оценки коммерческой работы каждым предприятием. Такая система позволит территориальным и хозяйственным органам оценивать существующее положение торговых предприятий и определять пути совершенствования управления коммерческой деятельностью.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (37), июль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.