Основы формирования учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение).
В Положении определено, что:
- выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- способы ведения бухгалтерского учета, установленные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1-го января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа.
При этом отдельной главой Положения определен порядок внесения изменений в учетную политику. Изменение учетной политики организации может производиться в следующих случаях.
1. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) организации.
Пример 1
В июле к предприятию «А» (оптовая торговля) на правах филиала присоединяется предприятие «Б» (розничная торговля). При этом предприятие «А» на дату реорганизации (регистрации) вносит в учетную политику изменения следующего содержания:
«На основании решения (дата, номер решения исполнительного комитета, налогового органа) в приказ по учетной политике (дата, номер) вносятся следующие изменения:
1. В рабочий план счетов ввести счета 42 «Торговая наценка» и 79 «Внутрихозяйственные расходы».
2. Внести изменения в порядок распределения административно-управленческих расходов по следующему методу (расчету, способу, формуле, т.п.)».
2. Изменение законодательства Республики Беларусь.
Пример 2
С 1 июня для целей налогообложения изменился норматив по расчету расходов на рекламу, информационные, консультационные, маркетинговые услуги.
В приказ по учетной политике вносится следующее изменение:
«На основании требований Указа Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 398 внести изменения в подп. 3.4 приказа по учетной политике (дата, номер), изложив его в новой редакции:
3.4. во избежание искажения себестоимости произведенной продукции нормируемые расходы на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги учитываются в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в сумме фактически понесенных расходов без разбивки по субсчетам 26-1 «Расходы в пределах норматива» и 26-2 «Расходы сверх норматива».
3. Изменение условий деятельности. Изменение условий деятельности организации может быть связано со сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
При этом применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности предприятия или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Пример 3
В августе организация приобрела компьютерную программу для обработки учетных данных. В приказ по учетной политике внесены изменения:
«Внести в подп. 1.3 приказа по учетной политике (дата, номер) следующее изменение:
Обработка данных в бухгалтерии осуществляется с использованием компьютерной программы».
Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Это означает, что организация может вносить дополнения в учетную политику по мере возникновения новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее, а не пытаться при формировании учетной политики «угадать» все возможные операции, которые будет осуществлять организация в будущем.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (43), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.