№ 1, январь 2007

Выберите номер:

Подписка на свежие линии: RSS Подписка

7 июля с 10:00 до 13:00 обсуждается тема:

Упрощенная система налогообложения

На вопросы отвечает:

Демко
Александр
Васильевич

16 июля с 09:00 до 12:00 обсуждается тема:

Консультация аудитора

На вопросы отвечает:

Пасевич
Василий
Григорьевич
Скачать ознакомительный номер (3,5 Мб)
Анкета читателя
Письмо в редакцию
Задайте ваш вопрос
Rating All.BY Каталог TUT.BY

Процесс управления логистикой товародвижения при работе с дистри-бутором

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

А.В. ПУРЫГИН, экономист

В настоящее время старая структура снабженческо-распределительной системы республики, постепенно перерождаясь, приобретает совершенно новую для потребителей, производителей, поставщиков и других специалистов сферы логистики форму, где дистрибуция как товаров, так и продуктов питания по-прежнему остается критическим барьером и для предприятий, выпускающих продукцию внутри страны, и для предприятий-импортеров. Следовательно, с целью повышения эффективности коммерческой деятельности необходимо создать организованную и хорошо отлаженную дистрибуторскую систему.

Многочисленность белорусских покупателей, а также возрастающий уровень их покупательской способности ставят перед производителем проблему, которую необходимо решать в кратчайшие сроки: каким образом доставить продукцию на прилавки магазинов в необходимом количестве и по доступным ценам. По мере того как новые участники товарного рынка и новая система заменяют белорусскую традиционную централизованную государственную сеть снабжения, у производителей товаров и продуктов питания возникает необходимость в анализе умения и способностей местных дистрибуторов в предоставлении ряда важных услуг, включая:

  • услуги в области таможенного дела;
  • обеспечение транзита;
  • услуги по хранению;
  • обеспечение инвентарного управления;
  • управление маркетингом и процессом продаж;
  • ценообразование.

Так, например, белорусское предприятие является дистрибутором японского производителя кондиционеров. Оно сопровождает процесс продаж технической документацией, рекламно-информационным материалом, обеспечивает процедуру таможенной очистки поступающей партии кондиционеров, распределяет поступившую продукцию на склад, формирует цены и устанавливает систему скидок для своих дилеров и партнеров по реализации программы дистрибуции в республике.

В то же время роль дистрибутора может варьироваться от посредника до высокопродуктивного интегрированного члена логистики, тем самым ассистируя производителю и розничному продавцу в процессе восстановления сети снабжения.

В г. Минске и областных центрах система дистрибуции более контролируема и отлажена, хотя при этом во многих регионах она носит примитивный характер и использует «неформальные» дистрибуторские каналы. Проникновение в эти каналы часто становится залогом успеха.

Глобальные тенденции в логистике распределения

Перенос мест производства в страны Восточной Европы с дешевой рабочей силой играет все большую роль в стратегических планах западных производителей. Многочисленным компаниям-поставщикам, которые вынуждены повышать свою конкурентоспособность путем перевода производства в соседние страны, предстоит дополнительно с основным заниматься вопросом построения и/или реорганизации собственной структуры распределения.

Такая работа предполагает:

  • оценку ситуации;
  • анализ товарных потоков и затрат с целью определения слабых мест в распределительных структурах;
  • предложение альтернативных системных решений и концепций;
  • проведение расчета по оптимизации места;
  • обсуждение альтернатив, а также предложений и рекомендаций по решению проблемы.

Процесс создания и последующего использования оптимальной снабженческо-распределительной системы сильно затруднен вследствие динамики развития рынка, конкуренции европейских и других стран мира по повышению производительности и снижению затрат, а также измененного отношения к рынку со стороны логистики распределения.

Анализ тенденций такой логистики, которые будут иметь влияние на стратегическое развитие европейской логистической системы как сейчас, так и в будущем, имеет важное значение для планирования системы распределения в Республике Беларусь.

Построение и оптимизация структуры распределения

В прошлом в индустрии товаров потребления использовались преимущественно многоуровневые системы распределения (с производственными, центральными, региональными и транзитными складами), которые обеспечивали рынок самыми необходимыми продуктами. За последние годы эти системы были успешно перестроены и централизованы. Для этого было несколько причин. Если при децентрализованной системе посредством сохранения резервных запасов в каждом товарном складе общий складской запас по всем складам относительно высок, то при централизованной системе снижаются связанные с хранением грузов расходы (складские и капиталосвязывающие). Наряду со снижением величины расходов в области складирования наблюдаются относительно высокие транспортные затраты. Централизация подразумевает наличие концепции распределения, при которой дистрибуция товаров проходит через пункты перевалки грузов, причем транспортные расходы могут увязываться с пунктами перевалки, и тем самым большая часть поставок от мест производства до центрального (регионального) склада будет осуществляться по низким тарифам (при одновременном снижении затрат у получателя груза). Подобные концепции уже реализуются с участием логистических фирм.

Согласно проведенным в Германии и других странах Европы опросам относительно оптимизации структуры распределения 58 % немецких предприятий имеют намерение построить центральный склад. Около 70 % опрошенных предприятий планируют построить европейскую структуру распределения: максимум 5 складов для всей Европы. В этом просматривается стратегическая линия — от оптимизации национальной структуры распределения (через глобализацию) к централизации европейских (региональных) логистических структур. Реализация проектов в автомобильной и компьютерной отраслях принесла в прошлом экономию по логистическим затратам от 10 до 30 %.

В последующие годы на многочисленных предприятиях могут произойти базовые изменения в стратегии логистики распределения. Их система планирования, нацеленная на международные рынки, может стать инструментом рыночной политики любого предприятия. Исходя из этого, стратегическое планирование процесса дистрибуции становится важной задачей каждого регионального предприятия, осуществляющего дистрибуцию в необходимом объеме. Ее роль возрастает в соответствии с продвижением продукции предприятия на рынке и повышением значения сервиса поставок.

Как видно из результатов многих исследований, использование подобных проектов (по планированию) приносит большую пользу малым и средним предприятиям: такая оптимизация дистрибуции на стратегическом уровне уменьшает логистические расходы от 10 до 30 %.

При использовании электронных технологий в процессе планирования логистики распределения в стратегическом плане предприятие (на основе анализа и полученного опыта по оптимизации) может решать следующие вопросы:

  • какая структура экономичнее: централизованная или децентрализованная;
  • какую систему распределения — одноступенчатую или многоступенчатую — следует применять;
  • сколько складов должна иметь система распределения;
  • где должны находиться склады и какие функции на них должны быть возложены;
  • какие виды транспорта (автомобильный или железнодорожный) следует использовать?

При использовании подобного опыта значительно повышается конкурентоспособность предприятия на динамично развивающемся рынке.

Для планирования и оптимизации общеевропейских распределительных сетей в будущем могут быть исследованы, смоделированы и оценены структуры затрат и уровень обслуживания альтернативных систем сбыта. При этом можно просчитать процесс по статьям расходов: затраты на складирование и транспорт, количество сбытовых этапов в зависимости от места расположения склада, а также затраты времени на доставку груза всем клиентам. Для сравнения одноуровневой и многоуровневой системы и выбора места расположения склада необходима информация о структуре клиентского спроса. В качестве основы могут быть заданы параметры территорий внутри страны по почтовым индексам или потребность в поставках больших европейских городов. Далее следует учесть объем поставок, их ритмичность, а также складские единицы, вызывающие различные затраты на погрузочно-разгрузочные работы в зависимости от использующейся упаковки: картона, поддонов, металлических или пластмассовых ящиков.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (43), январь 2007.