№ 10, октябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Формирование и применение цен и тарифов при закупках (тендерах). Порядок оплаты расходов на закупку товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств

Рубрика «Тема номера»

Т.С. КОЖЕВНИКОВА, директор Консалтингового УП «Профессиональные услуги»

Порядок формирования и применения цен и тарифов на территории Республики Беларусь установлен Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. (с изменениями и дополнениями; далее — Положение № 43), и отраслевыми методическими рекомендациями.

Рассмотрим нормы законодательства по ценообразованию, которыми должны руководствоваться стороны, участвующие в процедуре закупки.

Согласно п. 2.5 Положения № 43 предприятие-изготовитель (иные субъекты хозяйствования, имеющие право на формирование отпускных цен (тарифов)) (далее — предприятие-изготовитель), выигравший процедуру закупки, формирует отпускную цену (тариф) с учетом тендерного предложения и применяет ее при расчетах с заказчиком, осуществляющим закупку. При этом формирователь отпускной цены (тарифа) должен в полной мере соблюдать все требования, установленные документами в области ценообразования и определения себестоимости. Рассмотрим некоторые из них[1].

1.     Отпускная цена должна быть экономически обоснована (т.е. у предприятия должен быть в наличии расчет на импортные товары или калькуляция) и утверждена в установленном на предприятии порядке руководителем или иным уполномоченным лицом. В данном случае при определении отпускной цены (тарифа) для проведения процедуры закупки происходит в общеустановленном порядке, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 285), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» (далее — постановлением № 209) и непосредственно разделом IV Положения № 43.

Отпускная цена (тариф) может не подтверждаться отдельными экономическими расчетами (калькуляцией) и соответственно не утверждаться руководителем предприятия, если для расчета с заказчиком применяются установленные на предприятии скидки, предусмотренные утвержденным Порядком применения скидок. При этом необходимо помнить о необходимости применения подп. 4.2 Положения № 43 и дополнительного согласования применяемого уровня отпускной цены (тарифа) непосредственно в договоре или протоколе согласования отпускной цены (тарифа). В сопроводительных документах (товарных и товарно-транспортных накладных) отпускная цена указывается в графе 4 с учетом скидки (без указания самого размера этой скидки), а в графе 1 в качестве документа, подтверждающего уровень применяемой цены, указываются реквизиты договора или протокола согласования отпускной цены. Обращаем внимание, что иной порядок заполнения граф накладных установлен в условиях применении единых отпускных цен при расчетах.

Совместным письмом Министерства экономики Республики Беларусь от 2 июля 2004 г. № 12-01-09/4403 и Министерства финансов Республики Беларусь от 8 июля 2004 г. № 15-9/294 определен следующий порядок отражения размера оптовой скидки.

При предоставлении оптовых скидок с установленных единых отпускных цен для всех организаций оптовой торговли в товарно-транспортной накладной продавец указывает в графе 4 установленную отпускную цену согласно прейскуранту, в графе 5 — размер предоставленной оптовой скидки. При этом в заголовке после слова «торговой» добавляют слово «оптовой».

2.     Применяемый уровень отпускной цены (тарифа) должен быть зарегистрирован в органах ценообразования в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 944 «Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями).

3.     Размер оптовых надбавок не должен быть выше установленного законодательством. Согласно законодательству оптовые надбавки применяются с учетом конъюнктуры рынка на товары, поименованные в приложении 6 к Положению № 43 и предназначенные для реализации через розничную торговую сеть. В остальных случаях, при поставках для иных целей, применяются ограничения, установленные подп. 2.11 Положения № 43. Особенностью применения оптовых надбавок является и то, что предельно допустимый уровень установлен суммарно на всех участвующих посредников независимо от их количества и применяется к цене первого формирователя цены или в ином порядке согласно законодательству. Проконтролировать уровень применяемой надбавки и сам факт ее применения можно путем изучения информации графы 5 накладных.

Для импортеров также установлены ограничения в применении оптовой надбавки согласно подп. 2.13 Положения № 43. При этом размер применяемой оптовой надбавки при формировании отпускной цены самим импортером в накладных не указывается.

4.     Вопрос неизменности отпускной цены (тарифа) регулируется нормами гражданского законодательства и иными нормативными документами, устанавливающими особенности закупок.

Например, согласно п. 11 Положения о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 66 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение № 66), цены (тарифы) могут быть изменены в течение срока действия договора по согласованию с распорядителем средств, если в процессе выполнения договора:

  • возникла необходимость в проведении дополнительных работ, не учтенных при заключении договора;
  • произошло возрастание стоимости материалов и оборудования, которые должны быть поставлены поставщиком (подрядчиком), а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора;
  • произошло возрастание отпускной цены товара, работы, услуги в результате принятых законодательных актов;
  • в иных случаях, не противоречащих законодательству.

Особенности применения цен и тарифов при проведении процедуры закупки

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1632 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529» размер платы за конкурсные документы для участия в конкурсах по государственным закупкам товаров (работ, услуг) не может превышать пяти базовых величин.

Одной из основных особенностей применения цен и тарифов при проведении процедуры закупки является применение преференциальной поправки.

Порядок и цель применения преференциальной поправки определена Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» (далее — Указ № 529). Целью преференциальной поправки является предоставление преимущества участникам, предлагающим товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь при оценке конкурсных предложений или предложений (в случае осуществления закупок с применением иных видов их процедур). Согласно Указу № 529 в случае участия в открытом конкурсе участников, предлагающих товары (работы, услуги) как белорусского, так и иностранного происхождения, при оценке конкурсных предложений применяется преференциальная поправка к цене конкурсного предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь, в виде уменьшения ее на 15 %.

При оформлении конкурентного листа указывается следующая ценовая информация:

  • наименование валюты, используемой для указания цены за единицу товара (работы, услуги);
  • результаты сопоставления цен за единицу товара (работ, услуг) и общей стоимости закупки;
  • информацию о применении преференциальной поправки, если это имело место.

В соответствии с подп. 2.3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 1633 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) унитарными предприятиями, государственными объединениями, хозяйственными обществами» (с изменениями и дополнениями) необходимо обязательно провести переговоры по снижению цены предложений при закупках за счет собственных средств предприятий. Если участник конкурса (процедуры запроса ценовых предложений) не представил ответ на приглашение на переговоры по снижению цены и не явился на эти переговоры, то это можно рассматривать, как отказ от переговоров. В этом случае комиссия (конкурсная, ценовая) рассматривает первоначально представленную участником цену. При этом, заказчик должен убедиться в том, что его приглашение получено.


[1] Необходимо учитывать исключения, содержащиеся в нормативных документах, указанных в данной статье.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (52), октябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.