№ 10, октябрь 2007

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Расчет «точки опоры» предприятия

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

С.С. САМСОНОВА, заместитель директора по финансовым вопросам СП «Белроскабель» ООО

Экономическая устойчивость предприятия в значительной степени определяется величиной и динамикой объемов продаж. Этот показатель отражает совокупное влияние многих факторов: состояние производственного аппарата, его технический и технологический уровни, глубину маркетинговых исследований, обеспеченность материальными и иными ресурсами.

Стабильный рост выручки от реализации продукции является первым и обязательным условием обеспечения экономической устойчивости предприятия.

Экономическая устойчивость предприятия наблюдается при значительном превышении критического объема продаж и  положительной динамике этого показателя. Норматива превышения критического объема продаж не существует, минимальное значение этого показателя составляет 25–30 %. Именно такое превышение представляет собой достаточный запас экономической прочности.

Запас экономической прочности характеризуется достаточным или недостаточным объемом продаж, но некоторые специалисты в этом случае обращают внимание на объем производства.

Необходимо помнить, что существует понятие «затраты предприятия на производство и реализацию продукции» и более широкое понятие «расходы предприятия», которое помимо производственных затрат включает финансовые расходы. Затраты на производство покрываются выручкой от продаж, поэтому определяется не критический объем производства, а критический объем продаж.

Запас экономической прочности — своего рода амортизатор, гарантирующий сохранение рентабельности продаж при ухудшении рыночной конъюнктуры, уменьшении объема продаж вследствие падения спроса, сокращения портфеля заказов или снижения цен.

Несмотря на то, что методика определения минимального или критического объема продаж (порога рентабельности) известна давно, в экономической литературе многими авторами допускаются ошибки при его определении и расчете. Так, В.В. Ковалев и О.Н. Волкова утверждают, что если объем производства ниже критического, то финансовый результат предприятия будет отрицательным, а деятельность убыточной.[1]

В действительности порог рентабельности характеризует не всю деятельность предприятия, а только объем продаж. К финансовой и инвестиционной деятельности порог рентабельности вообще не имеет отношения.

Все показатели для определения критического объема продаж базируются на действующей финансовой отчетности предприятия, поэтому в толковании применяемых показателей не должно быть разночтений. Между тем определение операционного производственного рычага нередко трактуется ошибочно.

Эффективность производственного или операционного рычага подтверждена: на каждый процент роста выручки прибыль возрастает не на 0,12 %, а на 2,8 %.

Прежде всего необходимо обратить внимание на экономическое содержание показателей: речь идет о рентабельности продаж, которая не может быть рассчитана без учета управленческих и коммерческих расходов. Ведь суть определения показателя порога рентабельности заключается в том, чтобы маржинальный доход «не проедался» условно-постоянными издержками, основную часть которых составляют управленческие и коммерческие расходы.

К сожалению, в системе бухгалтерского учета нет деления затрат на постоянные и переменные, которое имеет место в управленческом учете. Поэтому для каждого предприятия  уместно внедрить практику деления затрат по общепринятому базовому методу управленческого учета (речь идет о группировке затрат только для аналитических целей). Это позволит предприятию определить долю постоянных затрат в производственной себестоимости и в коммерческих расходах по данным, например, одного квартала. В дальнейшем данное соотношение, трансформированное в коэффициент, можно использовать в течение 2–3 лет, т.к. его значение может измениться только  при резких изменениях условий производства и реализации продукции.


[1] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.  М.: Проспект, 2000. С. 73.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (52), октябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.