№ 10, октябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Особенности осуществления закупок товаров (работ, услуг)

Рубрика «Тема номера»

Т.П. МАКСИМЧУК, экономист

Общие вопросы

Рассматривая вопросы государственных закупок товаров (работ, услуг), следует учитывать, что государство играет все более активную роль в производственных вопросах.

Государство не только само создает некоторые товары и услуги, но и влияет на производственные решения посредством регулирования и налогов, меняя поведение на рынке и частных фирм, затрагивая при этом основные виды их деятельности.

Мотивы у государства при этом могут быть разными. Это может быть  неудовлетворенность конкретными действиями фирм, такими как загрязнение окружающей среды, озабоченность монопольным положением некоторых фирм и т.д. Иногда возникают ситуации, когда частный сектор не в состоянии производить определенные товары и услуги, необходимые в данный период.

Данные проблемы регулируются Законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. № 2588-XII «О поставках товаров для государственных нужд» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон).

Так, Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной (договорной) основе заказов на поставку товаров для государственных нужд всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.

В соответствии со ст. 1 Закона под государственными нуждами понимаются необходимые Республике Беларусь товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных и других задач. Законом также регулируются  отношения, связанные с поставкой товаров для местных нужд.

При этом под термином «товары» для применения данного Закона имеется в виду продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, а также работы и услуги.

Формирование и размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд осуществляются посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (ст. 4 Закона). Государственного заказчика по выполнению республиканских государственных нужд определяет Совет Министров Республики Беларусь, а заказчиков по выполнению местных нужд — исполкомы местных Советов народных депутатов (ст. 6 Закона).

Согласно ст. 8 Закона государственные заказчики не вправе передавать свои полномочия по формированию и размещению государственных заказов органам государственного управления и другим юридическим и физическим лицам.

Основным документом, регламентирующим правовые, экономические и организационные отношения государственного заказчика и поставщика товаров для государственных нужд, является государственный контракт (ст. 5 Закона).

Статьей 7 Закона определено, что государственные заказчики выбирают на конкурсной основе поставщиков, заключают с ними контракты в соответствии с порядком проведения конкурсов, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться:

  • кредиты на льготных условиях;
  • льготы по налогам и другим платежам в бюджет;
  • целевые дотации и субсидии;
  • приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами;
  • другие льготы.

В пределах предоставленных им прав Верховный Совет Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, областной, Минский городской Советы народных депутатов, а также исполнительные комитеты областных, Минский городской Советы народных депутатов устанавливают виды, размеры и порядок предоставления льгот (ст. 9 Закона).

В развитие Закона было разработано Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для республиканских государственных нужд, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437 (с изменениями и дополнениями).

Поскольку состав государственных нужд (перечень государственных нужд и государственных заказчиков) является составной частью прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, то формирование поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд на очередной финансовый (бюджетный) год начинается в сроки, устанавливаемые для разработки прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

Предложения по составу государственных нужд представляются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также другими государственными органами, организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — государственные органы (организации)) в Министерство экономики.

Государственные органы (организации) формируют предложения по составу государственных нужд в части поставок товаров (работ, услуг) за счет:

  • средств (полностью или частично) республиканского бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств республиканского бюджета, — в целом по всей номенклатуре и объемам товаров (работ, услуг) исходя из прогнозируемых объемов денежных средств в виде проекта годового плана государственных закупок. При этом прогнозируемые объемы денежных средств на поставку товаров (работ, услуг) должны быть увязаны с проектом республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год с учетом предварительной проработки и согласования с соответствующими подразделениями Министерства экономики и Министерства финансов;
  • иных источников финансирования — в случае наличия соответствующих поручений Президента Республики Беларусь и (или) Правительства Республики Беларусь по номенклатуре и объемам товаров (работ, услуг) с учетом потребности в них государственных органов (организаций) и предварительной проработки и согласования с ответственными за поставку таких товаров (работ, услуг) исполнителями.

Министерство экономики и Министерство финансов рассматривают и обобщают предложения по составу государственных нужд для включения их в проекты прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

После утверждения основных параметров прогноза социально-экономического развития и принятия закона Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год состав государственных нужд утверждается в порядке, установленном законодательством, и доводится до государственных заказчиков и ответственных исполнителей (в случае определения таких ответственных исполнителей).

Размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд осуществляется государственными заказчиками в соответствии с Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее — Положение № 529), утвержденным Указом № 529, Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь», Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 (с изменениями и дополнениями), и ежегодно принимаемыми решениями об утверждении состава государственных нужд, включая поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, осуществляемые без применения конкурсной системы размещения заказов на их поставку.

Поэтому для того, чтобы принять участие в поставках для государственных нужд, важно знать требования, предъявляемые как к заказчикам товаров (работ, услуг), так и к постоянным и (или) потенциальным поставщикам товаров (работ, услуг).

Следующий этап включает в себя процедурные вопросы осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг).

Указом № 529 определено, что государственными закупками признаются закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств (полностью или частично) республиканского и местных бюджетов (далее — бюджеты), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешних государственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов, в т.ч. для государственных нужд, и закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые бюджетными организациями.

Участниками процесса осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг), на которых распространяется действие Указа № 529 и Положения № 529, являются:

I.              заказчики:

1.     юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие для закупок товаров (работ, услуг) средства:

1.1. республиканского и местных бюджетов (полностью или частично);

1.2. государственных целевых бюджетных фондов;

1.3. государственных внебюджетных фондов;

1.4. государственных инновационных фондов;

1.5. внешних государственных займов;

1.6. кредитов, льготируемых за счет средств бюджетов;

2. бюджетные организации;

II.           поставщики:

1.     юридические лица;

2.     индивидуальные предприниматели.

Необходимо учитывать, что заказчик (организатор, уполномоченная организация) определяет следующие условия допуска к участию в процедурах закупки:

  • при проведении конкурсов — обязательное прохождение на соответствие квалификационным требованиям, учитывающим экономическое и финансовое положение, технические возможности участника;
  • при применении процедуры запроса ценовых предложений — оценка квалификационных данных участников проводится по усмотрению заказчика (организатора, уполномоченной организации);
  • при применении процедуры оформления конкурентного листа или процедуры закупки из одного источника — оценка квалификационных данных выбранного поставщика (подрядчика, исполнителя) проводится по усмотрению заказчика (организатора, уполномоченной организации).

При этом участником процедуры закупки не может быть:

  • организатор, уполномоченная организация в проводимых ими процедурах закупок;
  • юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации или признанное в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом), а также индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности или признанный в установленном законодательными актами порядке экономически несостоятельным (банкротом);
  • юридическое или физическое лицо, представившее недостоверную информацию о себе;
  • юридическое или физическое лицо, не представившее либо представившее неполную (неточную) информацию, касающуюся его квалификационных данных, и отказавшееся представить соответствующую информацию в приемлемые для заказчика (организатора, уполномоченной организации) сроки;
  • юридическое или физическое лицо, не соответствующее квалификационным требованиям;
  • юридическое или физическое лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым законодательством к осуществлению поставки товаров (выполнению работ, оказанию услуг), являющихся предметом конкурса или иного вида процедуры закупки.

При выявлении такого участника его предложение (конкурсное, ценовое) отклоняется.

Проверка участника, выбранного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на соответствие перечисленным требованиям является обязательной.

Заказчик вправе потребовать от участника, выбранного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подтвердить свои квалификационные данные. Подтверждение квалификационных данных должно быть осуществлено до заключения договора в порядке, установленном в конкурсных документах, запросе ценовых предложений или в приглашении к участию в процедуре закупки.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10 (52), октябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.