Директивой Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» установлен жесткий контроль за выполнением государственными организациями и хозяйственными обществами, в отношении которых государство обладает долями (акциями) в их уставных фондах, доведенных им показателей по экономии ресурсов.
Советом Министров Республики Беларусь в качестве одного из основных целевых показателей социально-экономического развития республики ежегодно устанавливается целевой показатель по энергосбережению, который доводится республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областям и г. Минску.
В связи с этим встает вопрос о снижении расхода энергоресурсов. Однако могут возникнуть ситуации, при которых энергозатраты не только не снижаются, несмотря на все проводимые мероприятия по энергосбережению, но и, наоборот, увеличиваются. В связи с этим при расчете целевого показателя по энергосбережению необходимо учитывать сопоставимые условия базисного и отчетного периода. В данной статье мы расскажем, как правильно рассчитать целевой показатель с учетом факторов отчетного периода, связанных с изменением энергопотребления.
Постановлением Комитета по стандартизации Республики Беларусь от 1 августа 2007 г. № 40 утверждена Инструкция по расчету целевых показателей по энергосбережению (далее — Инструкция), согласно которой для объективной оценки целевого показателя по энергосбережению отчетного периода к сопоставимым условиям приводятся обобщенные энергозатраты базисного периода. Сопоставимые условия — это совокупность факторов отчетного периода, связанных с изменением энергопотребления, но не отражающих работу по энергосбережению.
Для организаций, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции, целевым показателем по энергосбережению является разность между темпами изменения обобщенных энергозатрат в сопоставимых условиях и объемов производства промышленной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.
К факторам отчетного периода, связанным с изменением энергопотребления, относятся:
❑ для областей и г. Минска при приведении обобщенных энергозатрат к сопоставимым условиям:
- отличие фактического и расчетного значения (разница между потреблением и выработкой) перетоков электроэнергии;
- строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
- темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства;
- ввод нового жилья;
- замещение импортируемых видов топлива местными видами (далее — МВТ);
❑ для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции:
- строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
- темпы изменения объемов строительно-монтажных работ (далее — СМР), выполняемых собственными силами, если они превышают темпы изменения объемов продукции промышленности;
- темпы изменения объемов услуг (транспортировка нефти и природного газа);
- замещение импортируемых видов топлива МВТ;
❑ для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых не является производство промышленной продукции (социально-бюджетная сфера, оказание услуг связи, бытового обслуживания, осуществление перевозок железнодорожным и другим транспортом, кроме жилищно-коммунального хозяйства:
- строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
- темпы изменения объемов производства продукции промышленности;
- темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства;
- темпы изменения объемов услуг по основным видам деятельности;
- темпы изменения объемов СМР, выполняемых собственными силами;
- темпы изменения выручки от реализации товаров, работ, услуг (если не учтено вышеперечисленными показателями);
- замещение импортируемых видов топлива МВТ;
❑ для Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь при приведении обобщенных энергозатрат к сопоставимым условиям:
- увеличение подключенной нагрузки к котельным Министерства жилищно-коммунального хозяйства за счет ввода нового жилья и объектов социально-культурной сферы;
- темпы изменения объемов производства продукции промышленности;
- темпы изменения объемов услуг по основным видам деятельности;
- замещение импортируемых видов топлива МВТ.
Рассмотрим подробнее порядок расчета увеличения обобщенных энергозатрат при возникновении факторов, связанных с изменением энергопотребления, на нескольких примерах.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (53), ноябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.