№ 11, ноябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Целевой показатель по энергосбережению: считаем правильно

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

А.В. ДЕМКО, экономист

Директивой Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» установлен жесткий контроль за выполнением государственными организациями и хозяйственными обществами, в отношении которых государство обладает долями (акциями) в их уставных фондах, доведенных им показателей по экономии ресурсов.

Советом Министров Республики Беларусь в качестве одного из основных целевых показателей социально-экономического развития республики ежегодно устанавливается целевой показатель по энергосбережению, который доводится республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областям и г. Минску.

В связи с этим встает вопрос о снижении расхода энергоресурсов. Однако могут возникнуть ситуации, при которых энергозатраты не только не снижаются, несмотря на все проводимые мероприятия по энергосбережению, но и, наоборот, увеличиваются. В связи с этим при расчете целевого показателя по энергосбережению необходимо учитывать сопоставимые условия базисного и отчетного периода. В данной статье мы расскажем, как правильно рассчитать целевой показатель с учетом факторов отчетного периода, связанных с изменением энергопотребления.

Постановлением Комитета по стандартизации Республики Беларусь от 1 августа 2007 г. № 40 утверждена Инструкция по расчету целевых показателей по энергосбережению (далее — Инструкция), согласно которой для объективной оценки целевого показателя по энергосбережению отчетного периода к сопоставимым условиям приводятся обобщенные энергозатраты базисного периода. Сопоставимые условия — это совокупность факторов отчетного периода, связанных с изменением энергопотребления, но не отражающих работу по энергосбережению.

Для организаций, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции, целевым показателем по энергосбережению является разность между темпами изменения обобщенных энергозатрат в сопоставимых условиях и объемов производства промышленной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.

К факторам отчетного периода, связанным с изменением энергопотребления, относятся:

❑             для областей и г. Минска при приведении обобщенных энергозатрат к сопоставимым условиям:

  • отличие фактического и расчетного значения (разница между потреблением и выработкой) перетоков электроэнергии;
  • строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
  • темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства;
  • ввод нового жилья;
  • замещение импортируемых видов топлива местными видами (далее — МВТ);

❑             для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых является производство промышленной продукции:

  • строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
  • темпы изменения объемов строительно-монтажных работ (далее — СМР), выполняемых собственными силами, если они превышают темпы изменения объемов продукции промышленности;
  • темпы изменения объемов услуг (транспортировка нефти и природного газа);
  • замещение импортируемых видов топлива МВТ;

❑             для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организаций, основной деятельностью которых не является производство промышленной продукции (социально-бюджетная сфера, оказание услуг связи, бытового обслуживания, осуществление перевозок железнодорожным и другим транспортом, кроме жилищно-коммунального хозяйства: 

  • строительство и ввод новых объектов бытовой и социально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытового обслуживания и т.д.);
  • темпы изменения объемов производства продукции промышленности;
  • темпы изменения объемов валовой продукции сельского хозяйства;
  • темпы изменения объемов услуг по основным видам деятельности;
  • темпы изменения объемов СМР, выполняемых собственными силами;
  • темпы изменения выручки от реализации товаров, работ, услуг (если не учтено вышеперечисленными показателями);
  • замещение импортируемых видов топлива МВТ;

❑             для Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь при приведении обобщенных энергозатрат к сопоставимым условиям:

  • увеличение подключенной нагрузки к котельным Министерства жилищно-коммунального хозяйства за счет ввода нового жилья и объектов социально-культурной сферы;
  • темпы изменения объемов производства продукции промышленности;
  • темпы изменения объемов услуг по основным видам деятельности;
  • замещение импортируемых видов топлива МВТ.

 Рассмотрим подробнее порядок расчета увеличения обобщенных энергозатрат при возникновении факторов, связанных с изменением энергопотребления, на нескольких примерах.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (53), ноябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.