№ 2, февраль 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Оценка эффективности торговой деятельности

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

В.В. АКУЛИЧ, преподаватель БГЭУ

В общем понимании экономическая эффективность — это результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта к затратам ресурсов, обусловившим получение этого эффекта. В зависимости от уровня управления и вида мероприятий он может выражаться в стоимостных или натуральных показателях.

Приступая к исследованию эффективности торговой деятельности, необходимо понимать, что важное значение имеет не столько величина показателей рентабельности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым значениям. На практике уровень рентабельности торговых организаций обычно определяется отношением прибыли от реализации товаров к общему товарообороту. В экономической литературе такой показатель называют уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода и в обратной от роста или снижения уровней издержек обращения и налогов. В то же время необходимо помнить, что уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких ресурсах (активах), собственном и заемном капитале достигнут тот или иной финансовый результат и как эффективно они используются. Поэтому экономистами предлагается определять рентабельность хозяйственных ресурсов отношением суммы прибыли за период (лучше годовой) к среднегодовой стоимости долгосрочных, нематериальных и текущих активов (совокупного капитала). Этот показатель характеризует количество прибыли в активах предприятия и называется уровнем рентабельности совокупного капитала (активов). Для его определения необходимо использовать все основные средства (собственные, арендованные, безвозмездно предоставленные), другие долгосрочные и нематериальные активы и все оборотные активы. Фактическую среднегодовую стоимость долгосрочных, нематериальных и оборотных активов определяют по данным бухгалтерского баланса (см. табл. 1 и рис. 1).

Таблица 1

Рентабельность совокупного капитала

№ п/п

Показатели

1-й период

 2-й период

3-й период

Отклонение по сравнению с 1-м периодом

Отклонение по сравнению с 2-м периодом

В % к 1-му периоду

В % ко 2-му периоду

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общая прибыль, тыс. руб.

6128

6780

7300

1172

520

119,1253

107,6696

2

Среднегодовая стоимость совокупного капитала, всего, тыс. руб.

36 568

38 652

40 784

4216

2132

111,5292

105,5159

3

В том числе

 

 

 

 

 

 

 

3.1

внеоборотные активы

20 632

21 168

23 116

2484

1948

112,0396

109,2026

3.2

текущие активы

15 936

17 484

17 668

1732

184

110,8685

101,0524

4

уровень рентабельности совокупного капитала (п. 1 / п. 2 × 100 %)

16,7578

17,5411

17,8992

1,1414

0,3581

106,8112

102,0415

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (44), февраль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.