№ 4, апрель 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Местные налоги и сборы по г. Минску в 2007 г

Рубрика «Налогообложение»

Т.С. КОЖЕВНИКОВА, директор Консалтингового УП «Профессиональные услуги»

Перечень местных налогов и сборов, уплачиваемых плательщиками в 2007 г., определен Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 191-З «О бюджете Республики на 2007 год» (далее — Закон о бюджете).

В данный перечень входят следующие налоги и сборы:

  • налог с продаж товаров в розничной торговле;
  • налог на услуги;
  • целевые сборы;
  • сбор с пользователей;
  • сбор с заготовителей;
  • курортный сбор.

Данные налоги и сборы вводятся областными, Минским городским Советами депутатов и зачисляются в местные бюджеты областей и г. Минска.

Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня не вправе вводить иные местные налоги и сборы, а также устанавливать другие платежи в соответствующие местные бюджеты, в т.ч. в местные целевые бюджетные фонды и внебюджетные фонды, обладающие признаками налогов, сборов (пошлин), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов определяют плательщиков, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам. При введении сборов с пользователей областные, Минский городской Советы депутатов определяют также налоговую базу по таким сборам.

Налоговые льготы по местным налогам и сборам предоставляются местными Советами депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В 2007 г. областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы.

1.     Налог с продаж товаров в розничной торговле

Объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением социально значимых товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, а также бензина и дизельного топлива). Перечень социально значимых товаров в 2007 г. утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2007 г. № 118 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» (см. приложение 1).

 

Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.

Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем при реализации товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь, 15 % налоговой базы, других товаров — 5 % налоговой базы.

Особенностью определения оборотов по реализации налогом на продажу в розничной торговле является безвозмездная передача товаров собственного производства работникам организации в качестве материальной помощи. Такая материальная помощь не является продажей товаров за наличный либо безналичный расчет, в связи с чем безвозмездная передача не относится к розничной торговле и, следовательно, не облагается налогом с продаж товаров в розничной торговле. Согласно  ст. 9 Закона Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З «О торговле» (с изменениями и дополнениями) розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Кроме этого, в соответствии с п. 2 Инструкции по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. № 59 (с изменениями и дополнениями), розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет (по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и т.п.).

2.     Налог на услуги

Плательщики, объекты налогообложения аналогичны действовавшим в 2006 г., за исключением услуг косметических салонов.

Если в 2006 г. объектом налогообложения являлись операции по оказанию услуг косметических салонов, оказывающих косметологические услуги, то в 2007 г. речь идет об операциях по оказанию косметических услуг, что является более широким понятием.

Плательщиками налога на услуги являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции), осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц операции по оказанию услуг, являющиеся объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи, оказываемых абонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц; туристских и косметических услуг;

Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услуги.

Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 10 % налоговой базы.

Суммы налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги  устанавливаются как надбавка к цене реализуемых товаров и услуг с учетом налога на добавленную стоимость и исключаются из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды.

В отношении налогообложения услуг по государственному техническому осмотру транспортных средств необходимо обратить внимание, что в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь, утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. № 52 (с изменениями и дополнениями), предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств относится к подклассу 50200 группы 502. К данной группе не относится предоставление услуг по техническому осмотру транспортных средств, которые классифицируются подклассом 74300 группы 743. Исходя из изложенного, на основании Закона о бюджете операции по оказанию услуг по государственному техническому осмотру транспортных средств не являются объектом налогообложения налогом на услуги.

Также особенностью взимания налога с продаж в розничной торговой сети являются обороты по продаже банками слитков из драгоценных металлов, памятных и юбилейных монет в футлярах. Единого мнения о том, что операции по продаже вышеперечисленных предметов не являются розничной торговлей и соответственно не являются объектом для налогообложения налогом на продажу в розничной торговой сети придерживаются налоговые органы и Министерство финансов Республики Беларусь.

3.     Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района))

Плательщиками целевых сборов являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

Объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Налоговая база определяется:

  • для плательщиков-организаций — как сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения;
  • для плательщиков — индивидуальных предпринимателей — как сумма дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем в совокупности 3 % налоговой базы, в т.ч.:

  • транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, — не менее 2 %;
  • сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) — не более 1 %.

Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Порядок уплаты целевых сборов организациями, имеющими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь

4.     Сборы с пользователей

Плательщики, объекты налогообложения, Законом не изменены. Сбор за осуществление охоты и рыболовства исключен из перечня.

Плательщиками сборов с пользователей являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

Объектами налогообложения являются:

  • парковка (стоянка) транспортных средств в специально оборудованных местах;
  • осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
  • владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности;
  • размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках;
  • осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
  • налоговая база определяется в зависимости от объекта налогообложения;
  • налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в размерах, кратных базовой величине (далее — БВ), и являются едиными для всей территории области, г. Минска.

Уплата сборов с пользователей организациями и индивидуальными предпринимателями производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

5.     Сбор с заготовителей

Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

Объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.

Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки) продукции, определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида заготовленной (закупленной) продукции и не могут превышать 5 % налоговой базы.

Сумма сбора с заготовителей относится на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Сбор с заготовителей не уплачивается, если при заготовке дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения соответствующей организацией или индивидуальным предпринимателем внесена плата за побочное лесное пользование.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (46), апрель 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.