№ 3, март 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Планирование процессов жизненного цикла продукции как бизнес-процесс системы менеджмента качества организации

Рубрика «Менеджмент»

Ю.С. ТИШКОВ, заместитель начальника управления системы менеджмента качества ПРУП «Минский завод колесных тягачей»

Продолжая начатый разговор об опыте внедрения процессного подхода в области менеджмента качества организации[1], дадим описание бизнес-процесса (далее — процесса) CI «Планирование процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП)», разработанного и функционирующего в рамках системы менеджмента качества (СМК) промышленного предприятия Республики Беларусь. Прежде всего, чтобы избежать двоякого толкования, конкретизируем некоторые термины и определения.

Вход процесса — изделия, документы, информация, ресурсы, при поступлении которых процесс начинает функционировать. 

Выход процесса — изделия, документы, информация, ресурсы, создаваемые в ходе процесса и поступающие потребителям процесса.

Мониторинг процесса — регулярно осуществляемая деятельность по сбору информации о функционировании процесса.

Руководитель процесса — должностное лицо, отвечающее за функционирование процесса, обладающее необходимыми знаниями о процессе, полномочиями, информацией и ресурсами для влияния на ход процесса и его регулирования.

Планирование качества — часть СМК, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы ЖЦП и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Детальное описание процесса выполняется в виде Карты процесса которая отражает последовательность действий, состав и содержание отдельных этапов, распределение ответственности, полномочий и порядок взаимодействия его участников, а также информационные потоки и обратные связи для оценки результативности и корректировки деятельности (при необходимости). Это позволяет дать наглядное представление о последовательности выполнения работ и их отдельных этапов, иллюстрирует ответственность исполнителей и распределение полномочий. Карта процесса содержит следующие разделы:

  1. Назначение.
  2. Термины, определения, сокращения и обозначения.
  3. Обязанности руководителя процесса.

  4. Общие сведения о процессе.

  5. Потоковая диаграмма процесса.
  6. Мониторинг, измерение и анализ процесса.
  7. Ресурсы.
  8. Ссылочные и сопутствующие документы.
  9. Приложения.

Рассмотрим содержание каждого из разделов применительно к процессу CI «Планирование процессов ЖЦП».

Назначение. Карта процесса описывает планирование процессов ЖЦП и организацию их взаимодействия между собой и предназначена для использования руководителем процесса при его планировании, управлении, мониторинге, измерении, анализе и принятии корректирующих и предупреждающих действий.

Термины, определения, сокращения и обозначения. В этом разделе приводятся расположенные в алфавитном порядке необходимые для однозначного и непротиворечивого понимания содержания используемые термины и определения либо ссылки на нормативные документы (НД), содержащие таковые, а также использованные в документе сокращения и символы с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Обязанности руководителя процесса. Руководство процессом необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Руководства по качеству и Картой процесса. Руководитель процесса обязан:

  • планировать процесс на основе целей в области качества, входных данных процесса и критериев его результативности;
  • доводить разработанные планы до исполнителей и контролировать их выполнение;
  • управлять процессом, организуя четкое взаимодействие между его этапами;
  • проводить мониторинг процесса, контролировать наличие соответствующих ресурсов для его функционирования;
  • периодически проводить оценку функционирования процесса, определять необходимость проведения корректирующих и предупреждающих действий (КПД) по улучшению деятельности и повышению ее результативности и эффективности. 

Общие сведения о процессе включают данные, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Общие сведения о процессе CI «Планирование процессов ЖЦП»

Руководитель процесса

Исполнительный директор

Цель процесса

Обеспечение управления процессами ЖЦП

Задачи процесса

1.     Определение требований к продукции.

2.     Планирование процессов ЖЦП.

3.     Сбор и регистрация информации о функционировании процессов ЖЦП.

4.     Корректировка планов согласно решениям о корректирующих и предупреждающих действиях по результатам анализа функционирования процесса

Потребители процесса

Руководители и участники процессов CII «Маркетинг», CIII «Проектирование и разработка», CIV «Закупки», CV «Производство», CVI «Поставка», CVII «Обслуживание»

Управляющие входы процесса

1.           Международные и государственные программы и НД.

2.           Организационно-распорядительные документы (ОРД) органов внешнего управления (ОВУ).

3.           Результаты внешних аудитов.

4.           Требования рынка.

5.           Политика в области качества.

6.           Организационная структура управления.

7.           Руководство по качеству и нормативные документы (НД) СК.

8.           Положения о подразделениях и должностные инструкции (ДИ) персонала.

9.           Бизнес-план.

10.        Плановые значения показателей качества.

11.        Решения коллегиальных органов управления.

12.        Организационно-распорядительные документы.

Ресурсные входы

процесса

1.         Персонал.

2.         Инфраструктура.

3.         Производственная среда.

4.         Финансы.

Входы процесса

Предложения по планированию процессов ЖЦП

Выходы процесса

1.         Планы работы подразделений и служб.

2.         Записи о качестве.

Потоковая диаграмма процесса представлена на рис. 1.

Мониторинг, измерение и анализ процесса заключается в наблюдении руководителем процесса за ходом процесса с целью обеспечения своевременного и качественного выполнения этапов процесса и достижения его результативности.

Порядок мониторинга процесса CI «Планирование процессов ЖЦП» приведен в табл. 2.

Периодически, но не реже двух раз в год (по результатам деятельности за 6 и 12 месяцев), руководитель процесса:

  • запрашивает в управлении СМК текущее значение комплексного показателя функционирования процесса по результатам внутренних аудитов, который рассчитывается по специально разработанной на предприятии методике;
  • измеряет достигнутые значения показателей результативности процесса;
  • анализирует фактические значения показателей результативности процесса;
  • дает оценку функционирования процесса и результативности КПД.

[1] См. Гейзлер П.С., Тишков Ю.С. Процессный подход к менеджменту качества: опыт внедрения // Планово-экономический отдел. 2007. № 2. С. 22.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (45), март 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.