Продолжая начатый разговор об опыте внедрения процессного подхода в области менеджмента качества организации[1], дадим описание бизнес-процесса (далее — процесса) CI «Планирование процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП)», разработанного и функционирующего в рамках системы менеджмента качества (СМК) промышленного предприятия Республики Беларусь. Прежде всего, чтобы избежать двоякого толкования, конкретизируем некоторые термины и определения.
Вход процесса — изделия, документы, информация, ресурсы, при поступлении которых процесс начинает функционировать.
Выход процесса — изделия, документы, информация, ресурсы, создаваемые в ходе процесса и поступающие потребителям процесса.
Мониторинг процесса — регулярно осуществляемая деятельность по сбору информации о функционировании процесса.
Руководитель процесса — должностное лицо, отвечающее за функционирование процесса, обладающее необходимыми знаниями о процессе, полномочиями, информацией и ресурсами для влияния на ход процесса и его регулирования.
Планирование качества — часть СМК, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы ЖЦП и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Детальное описание процесса выполняется в виде Карты процесса которая отражает последовательность действий, состав и содержание отдельных этапов, распределение ответственности, полномочий и порядок взаимодействия его участников, а также информационные потоки и обратные связи для оценки результативности и корректировки деятельности (при необходимости). Это позволяет дать наглядное представление о последовательности выполнения работ и их отдельных этапов, иллюстрирует ответственность исполнителей и распределение полномочий. Карта процесса содержит следующие разделы:
- Назначение.
- Термины, определения, сокращения и обозначения.
-
Обязанности руководителя процесса.
-
Общие сведения о процессе.
- Потоковая диаграмма процесса.
- Мониторинг, измерение и анализ процесса.
- Ресурсы.
- Ссылочные и сопутствующие документы.
- Приложения.
Рассмотрим содержание каждого из разделов применительно к процессу CI «Планирование процессов ЖЦП».
Назначение. Карта процесса описывает планирование процессов ЖЦП и организацию их взаимодействия между собой и предназначена для использования руководителем процесса при его планировании, управлении, мониторинге, измерении, анализе и принятии корректирующих и предупреждающих действий.
Термины, определения, сокращения и обозначения. В этом разделе приводятся расположенные в алфавитном порядке необходимые для однозначного и непротиворечивого понимания содержания используемые термины и определения либо ссылки на нормативные документы (НД), содержащие таковые, а также использованные в документе сокращения и символы с необходимой расшифровкой и пояснениями.
Обязанности руководителя процесса. Руководство процессом необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Руководства по качеству и Картой процесса. Руководитель процесса обязан:
- планировать процесс на основе целей в области качества, входных данных процесса и критериев его результативности;
- доводить разработанные планы до исполнителей и контролировать их выполнение;
- управлять процессом, организуя четкое взаимодействие между его этапами;
- проводить мониторинг процесса, контролировать наличие соответствующих ресурсов для его функционирования;
- периодически проводить оценку функционирования процесса, определять необходимость проведения корректирующих и предупреждающих действий (КПД) по улучшению деятельности и повышению ее результативности и эффективности.
Общие сведения о процессе включают данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Общие сведения о процессе CI «Планирование процессов ЖЦП»
Руководитель процесса
|
Исполнительный директор
|
Цель процесса
|
Обеспечение управления процессами ЖЦП
|
Задачи процесса
|
1. Определение требований к продукции.
2. Планирование процессов ЖЦП.
3. Сбор и регистрация информации о функционировании процессов ЖЦП.
4. Корректировка планов согласно решениям о корректирующих и предупреждающих действиях по результатам анализа функционирования процесса
|
Потребители процесса
|
Руководители и участники процессов CII «Маркетинг», CIII «Проектирование и разработка», CIV «Закупки», CV «Производство», CVI «Поставка», CVII «Обслуживание»
|
Управляющие входы процесса
|
1. Международные и государственные программы и НД.
2. Организационно-распорядительные документы (ОРД) органов внешнего управления (ОВУ).
3. Результаты внешних аудитов.
4. Требования рынка.
5. Политика в области качества.
6. Организационная структура управления.
7. Руководство по качеству и нормативные документы (НД) СК.
8. Положения о подразделениях и должностные инструкции (ДИ) персонала.
9. Бизнес-план.
10. Плановые значения показателей качества.
11. Решения коллегиальных органов управления.
12. Организационно-распорядительные документы.
|
Ресурсные входы
процесса
|
1. Персонал.
2. Инфраструктура.
3. Производственная среда.
4. Финансы.
|
Входы процесса
|
Предложения по планированию процессов ЖЦП
|
Выходы процесса
|
1. Планы работы подразделений и служб.
2. Записи о качестве.
|
Потоковая диаграмма процесса представлена на рис. 1.
Мониторинг, измерение и анализ процесса заключается в наблюдении руководителем процесса за ходом процесса с целью обеспечения своевременного и качественного выполнения этапов процесса и достижения его результативности.
Порядок мониторинга процесса CI «Планирование процессов ЖЦП» приведен в табл. 2.
Периодически, но не реже двух раз в год (по результатам деятельности за 6 и 12 месяцев), руководитель процесса:
- запрашивает в управлении СМК текущее значение комплексного показателя функционирования процесса по результатам внутренних аудитов, который рассчитывается по специально разработанной на предприятии методике;
- измеряет достигнутые значения показателей результативности процесса;
- анализирует фактические значения показателей результативности процесса;
- дает оценку функционирования процесса и результативности КПД.
[1] См. Гейзлер П.С., Тишков Ю.С. Процессный подход к менеджменту качества: опыт внедрения // Планово-экономический отдел. 2007. № 2. С. 22.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (45), март 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.