Слова, приведенные в эпиграфе, очень точно характеризуют суть подхода к производству продукции (услуг) как к бизнес-процессу (далее — процесс) системы менеджмента организации. Все просто: улучшение качества снижает потери рабочего времени и ресурсов на переделки и устранение дефектов, простои оборудования из-за переналадки для повторения уже ранее выполненных операций с целью исправления дефектов. В результате уменьшаются затраты, а значит, снижаются себестоимость и цена, повышается производительность, благодаря лучшему качеству и более низкой цене возрастает конкурентоспособность продукции, захватываются новые сегменты рынка, предприятие остается в бизнесе, сохраняет старые и создает новые рабочие места. Работники чувствуют удовлетворенность результатами своего труда и гордость за принадлежность к организации. Иными словами, качество продукции не обеспечивается контролем, а создается в процессе производства.
Обратимся к опыту процессного подхода промышленного предприятия Республики Беларусь по организации производства в рамках системы менеджмента качества (СМК), сертифицированной на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:2000 и СТБ ИСО 9001:2001.
По аналогии с ранее рассмотренными Картами процессов CI «Планирование процессов жизненного цикла продукции», CII «Маркетинг», CIII «Проектирование и разработка» и CIV «Закупки»[1] обратим внимание на описание процесса CV «Производство», выполненное в форме Карты процесса, состоящей из нескольких разделов.
Назначение. Карта процесса описывает процесс производства автотранспортных средств (АТС) и прицепной техники общего и специального назначения, составных частей к ним и предназначена для использования руководителем процесса при планировании деятельности в рамках данного процесса, а также при проведении мониторинга, измерения, анализа процесса и принятии корректирующих и предупреждающих действий (КПД) по результатам такого анализа.
Термины, определения, сокращения и обозначения. В этом разделе приводятся расположенные в алфавитном порядке необходимые для однозначного и непротиворечивого понимания содержания используемые термины и определения либо ссылки на нормативные документы (НД), содержащие таковые, а также принятые в документе сокращения и символы с необходимой расшифровкой и пояснениями.
Обязанности руководителя процесса. При выполнении своих обязанностей руководитель процесса должен руководствоваться требованиями Руководства по качеству и Картой процесса. Руководитель процесса обязан:
- осуществлять планирование процесса на основе целей в области качества, входных данных процесса и критериев его результативности;
- доводить разработанные планы до исполнителей и контролировать ход их выполнения;
- управлять процессом, организуя четкое взаимодействие между его этапами;
- проводить мониторинг процесса, контролировать наличие ресурсов для его функционирования;
- периодически проводить оценку функционирования процесса, определять необходимость проведения КПД по улучшению деятельности и повышению ее результативности и эффективности.
Общие сведения о процессе включают данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Общие сведения о процессе CV «Производство»
Руководитель процесса
|
Директор по производству
|
Цель процесса
|
Изготовление продукции, соответствующей установленным требованиям
|
Задачи процесса
|
1. Выполнение графика сборки изделий в ЦСИА.
2. Подтверждение и демонстрация соответствия произведенной продукции установленным требованиям к качеству
|
Потребители процесса
|
Руководители и участники процессов BIII «Менеджмент производственной среды», CI «Планирование процессов жизненного цикла продукции», CVI «Поставка», CVII «Обслуживание», DI «Мониторинг, измерение и анализ»
|
Ответственность по функциональной принадлежности
|
ГИ — за технологическую подготовку производства.
ДП — за изготовление продукции и выполнение графика сборки изделий в ЦСИА.
ДК — за валидацию изготовленной продукции.
КМД — за материально-техническое обеспечение производства.
ГК — за авторский надзор и сертификационные испытания продукции
|
Управляющие входы
|
Межгосударственные и государственные программы и НД.
Организационно-распорядительные документы органов внешнего управления.
Требования рынка.
Результаты внешних аудитов.
Политика в области качества.
Структура управления.
Руководство по качеству и НД СК.
Положения о подразделениях и ДИ персонала.
Комплексные планы Г-1, СК, РНТ.
Бизнес-план.
Плановые значения показателей качества.
Решения коллегиальных органов управления.
Организационно-распорядительные документы предприятия
|
Ресурсные входы
|
Персонал, финансы, инфраструктура, производственная среда
|
Входы
|
Предложения по выпуску продукции на предстоящий год, квартал, месяц.
Показатели качества продукции.
КД.
Материалы и комплектующие изделия
|
Выходы
|
Произведенная продукция (АТС и ПТ, детали и узлы).
Результаты авторского надзора.
Записи о качестве
|
[1] См. «Планово-экономический отдел», 2007, № 3, 4, 5, 7.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (50), август 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.