№ 8, август 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Производство: качество процесса определяет качество продукции

Рубрика «Менеджмент»

Ю.С. ТИШКОВ, заместитель начальника управления системы менеджмента качества ПРУП «Минский завод колесных тягачей»

Слова, приведенные в эпиграфе, очень точно характеризуют суть подхода к производству продукции (услуг) как к бизнес-процессу (далее — процесс) системы менеджмента организации. Все просто: улучшение качества снижает потери рабочего времени и ресурсов на переделки и устранение дефектов, простои оборудования из-за переналадки для повторения уже ранее выполненных операций с целью исправления дефектов. В результате уменьшаются затраты, а значит, снижаются себестоимость и цена, повышается производительность, благодаря лучшему качеству и более низкой цене возрастает конкурентоспособность продукции, захватываются новые сегменты рынка, предприятие остается в бизнесе, сохраняет старые и создает новые рабочие места. Работники чувствуют удовлетворенность результатами своего труда и гордость за принадлежность к организации. Иными словами, качество продукции не обеспечивается контролем, а создается в процессе производства.

Обратимся к опыту процессного подхода промышленного предприятия Республики Беларусь по организации производства в рамках системы менеджмента качества (СМК), сертифицированной на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:2000 и СТБ ИСО 9001:2001.

По аналогии с ранее рассмотренными Картами процессов CI «Планирование процессов жизненного цикла продукции», CII «Маркетинг», CIII «Проектирование и разработка» и CIV «Закупки»[1] обратим внимание на описание процесса CV «Производство», выполненное в форме Карты процесса, состоящей из нескольких разделов.

Назначение. Карта процесса описывает процесс производства автотранспортных средств (АТС) и прицепной техники общего и специального назначения, составных частей к ним и предназначена для использования руководителем процесса при планировании деятельности в рамках данного процесса, а также при проведении мониторинга, измерения, анализа процесса и принятии корректирующих и предупреждающих действий (КПД) по результатам такого анализа.

Термины, определения, сокращения и обозначения. В этом разделе приводятся расположенные в алфавитном порядке необходимые для однозначного и непротиворечивого понимания содержания используемые термины и определения либо ссылки на нормативные документы (НД), содержащие таковые, а также принятые в документе сокращения и символы с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Обязанности руководителя процесса. При выполнении своих обязанностей руководитель процесса должен руководствоваться требованиями Руководства по качеству и Картой процесса. Руководитель процесса обязан:

  • осуществлять планирование процесса на основе целей в области качества, входных данных процесса и критериев его результативности;
  • доводить разработанные планы до исполнителей и контролировать ход их выполнения;
  • управлять процессом, организуя четкое взаимодействие между его этапами;
  • проводить мониторинг процесса, контролировать наличие  ресурсов для его функционирования;
  • периодически проводить оценку функционирования процесса, определять необходимость проведения КПД по улучшению деятельности и повышению ее результативности и эффективности. 

Общие сведения о процессе включают данные, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Общие сведения о процессе CV «Производство»

Руководитель процесса

Директор по производству

Цель процесса

Изготовление продукции, соответствующей установленным требованиям

Задачи процесса

1. Выполнение графика сборки изделий в ЦСИА.

2. Подтверждение и демонстрация соответствия произведенной продукции установленным требованиям к качеству

Потребители процесса

Руководители и участники процессов BIII «Менеджмент производственной среды», CI «Планирование процессов жизненного цикла продукции», CVI «Поставка», CVII «Обслуживание», DI «Мониторинг, измерение и анализ»

Ответственность по функциональной принадлежности

ГИ — за технологическую подготовку производства.

ДП — за изготовление продукции и выполнение графика сборки изделий в ЦСИА.

ДК — за валидацию изготовленной продукции.

КМД — за материально-техническое обеспечение производства.

ГК — за авторский надзор и сертификационные испытания продукции

Управляющие входы

Межгосударственные и государственные программы и НД.

Организационно-распорядительные документы органов внешнего управления.

Требования рынка.

Результаты внешних аудитов.

Политика в области качества.

Структура управления.

Руководство по качеству и НД СК.

Положения о подразделениях и ДИ персонала.

Комплексные планы Г-1, СК, РНТ.

Бизнес-план.

Плановые значения показателей качества.

Решения коллегиальных органов управления.

Организационно-распорядительные документы предприятия

Ресурсные входы

Персонал, финансы, инфраструктура, производственная среда

Входы

Предложения по выпуску продукции на предстоящий год, квартал, месяц.

Показатели качества продукции.

КД.

Материалы и комплектующие изделия

Выходы

Произведенная продукция (АТС и ПТ, детали и узлы).

Результаты авторского надзора.

Записи о качестве


[1] См. «Планово-экономический отдел», 2007, № 3, 4, 5, 7.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (50), август 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.