№ 9, сентябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Возврат товара: особенности учета

Рубрика «Тема номера»

Г.В. ХИМЧЕНКО, экономист

Возможность вернуть некачественный или разонравившийся товар и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы законодательно предусмотрена Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК), а также Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями).

Сроки возврата некачественного товара зависят от наличия гарантии на товар. Товар с установленным гарантийным сроком или сроком годности может быть возвращен не позднее истечения этих сроков.

При этом требования, связанные с недостатками товара, на который не установлен гарантийный срок или срок годности, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи.

Следует учитывать, что требования потребителя по замене товара рассматриваются только в случае подтверждения факта приобретения товара у данного продавца. Для подтверждения факта приобретения товара потребитель может предъявить товарный или кассовый чек, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, — технический паспорт или иной заменяющий его документ.

Возврат товара ненадлежащего качества может быть произведен и без предъявления покупателем кассового чека, но только в том случае, если факт и условия покупки доказаны покупателем. При отсутствии требуемых документов потребитель имеет возможность сослаться и на свидетельские показания в подтверждение факта и условий покупки. Фактом, подтверждающим покупку, может служить контрольная лента кассового аппарата, которая должна сохраняться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет.

Возврат товара покупателем в розничной торговле

Прием от покупателей недоброкачественных товаров следует оформлять накладной в двух экземплярах, один из которых прилагается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар.

Оформление возврата товара в день покупки происходит в следующем порядке. Возврат денежной суммы производится из операционной кассы организации по чеку, выданному в данной кассе, и только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя.

На сумму возврата оформляется акт о возврате денежных сумм. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии из сотрудников организации-продавца.

Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию, где они должны храниться с текстовыми документами за данное число.

Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, уменьшают итоговую сумму выручки за данный день.

Оформление возврата товара покупателем не в день покупки производится в следующем порядке. Возврат денег осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). Для возврата денег покупателю в главной кассе предприятия составляется расходный кассовый ордер с обязательным указанием фамилии, имени, отчества покупателя и данных документа, удостоверяющего личность.

На основании вышеназванных документов в регистрах бухгалтерского учета организации должны производиться соответствующие бухгалтерские записи.

При возврате товара покупателем в том же календарном году, в котором была отражена реализация, для формирования в учете реальной величины выручки и величины себестоимости проданного товара организация должна отразить в учете их корректировку путем внесения исправительных записей на соответствующие счета. В этом случае возврат товаров покупателем отражается на счетах бухгалтерского учета продавца методом красного сторно.

При возврате покупателем товара, проданного в прошлом году, производится не сторнирование реализации, а записи по балансовому счету 92 «Внереализационные доходы и расходы».

В случае замены некачественного товара, возвращенного покупателем, на аналогичный, но качественный товар такой же стоимости операцию по замене можно отразить в бухгалтерском учете на субсчетах счета 41 «Товары», например, сделать запись по дебету счета 41 (субсчет «Товары ненадлежащего качества») и кредиту счета 41 (субсчет «Товары в розничной торговле»).

После возврата покупателем некачественного товара организация, в свою очередь, может вернуть данный товар поставщику, предъявив ему свои требования.

Рассмотрим отражение операций по возврату товара в магазин в регистрах бухгалтерского учета в зависимости от того, кто является собственником товара.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (51), сентябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.