№ 9, сентябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Управление поставкой как процессом

Рубрика «Менеджмент»

Ю.С. ТИШКОВ, заместитель начальника управления системы менеджмента качества ПРУП «Минский завод колесных тягачей»

Каждого поставщика должен оценить его собственный потребитель. Изготовитель лишь дает возможность оценить себя.

Решающее значение для достижения результативности (удовлетворения потребителя) и эффективности (затрат ресурсов и времени) имеет реализация продукции (товара или услуги), которую нужно рассматривать, как поставку до прилавка, отгрузку или поставку, включающую монтаж.

Покупателя, мало интересует все, что предшествовало появлению продукта на рынке. Маркетинг, проектирование, закупки, производство — все остается за рамками одного: заказчик хочет купить продукцию, соответствующую его требованиям, включая цену, в нужном количестве и в нужное ему время. Особенно важны два параметра: соблюдение требований качества и быстрота поставки. Покупатель выберет ту компанию, которая достигнет лучших значений этих критериев.

Качество поставки, как и качество производства, имеет исключительное значение с точки зрения получения доходов. Каждое из этих качеств также может привести к ухудшению удовлетворенности потребителя. И здесь уместно вспомнить, что выигрывает в бизнесе тот, к кому возвращается не товар, а покупатель: организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Все эти показатели могут быть оптимизированы только при совершенной организации управления созданием и реализацией продукции. Широко известным и распространенным инструментом такой оптимизации являются общепринятые системы менеджмента качества (СМК), в которых реализован принцип современного менеджмента: желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как бизнес-процессом (далее — процессом).

Продолжая описание процессов жизненного цикла продукции[1], рассмотрим опыт реализации процессного подхода промышленного предприятия — призера конкурса «Лучший экспортер Республики Беларусь–2006» в номинации «Машиностроение, металлургия и металлообработка» к организации поставок в рамках СМК, сертифицированной на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:2000 и СТБ ИСО 9001:2001.

Карта процесса CVI «Поставка» структурно состоит из нескольких разделов.

         Назначение. Карта процесса описывает процесс поставки продукции предприятия потребителям в соответствии с заключенными контрактами (договорами) и предназначена для использования руководителем процесса при планировании деятельности в рамках данного процесса, а также при проведении мониторинга, измерения и анализа процесса.

Термины, определения, сокращения и обозначения. В этом разделе приводятся расположенные в алфавитном порядке необходимые для однозначного и непротиворечивого понимания содержания используемые термины и определения либо сноски на нормативные документы (НД), содержащие таковые, а также принятые в документе сокращения и символы с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Обязанности руководителя процесса. При выполнении своих обязанностей руководитель процесса должен соблюдать требования Руководства по качеству и следовать Карте процесса. Он обязан:

  • осуществлять планирование процесса на основе целей в области качества, входных данных процесса и критериев его результативности;
  • доводить разработанные планы до исполнителей и контролировать ход их выполнения;
  • управлять процессом, организуя четкое взаимодействие между составляющими его этапами;
  • проводить мониторинг процесса, контролировать наличие соответствующих ресурсов для его функционирования;
  • периодически проводить оценку функционирования процесса, определять необходимость проведения КПД по улучшению деятельности и повышению ее результативности и эффективности. 

Описание процесса

Сохранение соответствия продукции и ее составных частей необходимым характеристикам в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения обеспечивается проведением на предприятии соответствующих процедур. Данные процедуры регламентируют ответственность, полномочия и взаимодействие должностных лиц предприятия по обеспечению сохранности потребительских качеств продукции и ее составных частей, а также порядок идентификации, проведения погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, хранения и поставки потребителю и включают:

  • погрузочно-разгрузочные работы и внутреннюю транспортировку от места изготовления (ЦГП);
  • складирование и хранение на складе ЦГП;
  • комплектование, упаковку и консервацию;
  • поставку потребителю (отгрузку и транспортирование до места назначения).

В процессе обращения с готовой продукцией установлены:

  • методы и способы маркировки и упаковки готовой продукции, исключающие ее порчу, путывание в ходе транспортирования и хранения пере и обеспечивающие ее прослеживаемость;
  • методы и способы периодического контроля качества при хранении продукции, а также ее технического обслуживания как при хранении, так и при транспортировке до места назначения (до получения потребителем);
  • требования к составу и характеристикам используемого оборудования, оснастки, инструмента и средствам измерений;
  • требования к складским помещениям и условиям хранения;
  • требования к квалификации персонала, занимающегося выполнением работ;
  • процедуры оформления транспортно-путевой документации и порядок отгрузки продукции потребителю;
  • порядок мониторинга движения грузов и получения их потребителем.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (51), сентябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.