№ 1, январь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Методика оценки ценовой эластичности спроса на товар в торговле

Рубрика «Ценообразование»

А.И. ЕРЧАК, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики торговли БГЭУ

Организациям, функционирующим на потребительском рынке, приходится прибегать к различным методам стимулирования продаж. Учитывая особую роль цены как фактора привлечения покупателей, наиболее распространенным методом является снижение цен или предоставление различных ценовых скидок.

В силу того, что организации розничной торговли реализуют широкий ассортимент товаров, им приходится решать вопрос о выборе конкретных товарных групп, на которые целесообразно снижать цену или предоставлять скидки. При этом необходимо определить товарные группы или отдельные наименования товаров, спрос на которые чувствителен к изменению цен, и наоборот, выявить товары, спрос на которые не чувствителен к изменению цен. В последнем случае можно безболезненно скорректировать торговые надбавки на данную продукцию в сторону повышения.

Эластичность определяет чувствительность изменения одного фактора к изменениям другого фактора. При этом коэффициент эластичности указывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на один процент.

В практике ценообразования рассматривают точечную и дуговую эластичность. При этом точечная эластичность представляет собой оценку чувствительности покупателей к изменению цены в некоторой точке кривой спроса:

 

Е = % ΔQ / % ΔP = ((Q1 – Q0 )/ Q0) / ((P1 – P0) / P0),                        (1)

 

где E — коэффициент эластичности;

 % ΔQ — процентное изменение спроса, %;

% ΔP — процентное изменение цены, %;

Q0 и Q1 — объемы спроса до и после изменения цен соответственно, шт.;

P0 и P1 — цена товара до и после изменения цен соответственно, руб.

Расчет точечного коэффициента эластичности достаточно прост. Он требует обработки меньшего объема информации, но при этом использование данного коэффициента в практике работы организаций весьма ограничено. Так, если требуется определить, выгодно ли изменение цены на конкретный товар с 20 до 18 тыс. руб., то применение точечного коэффициента эластичности возможно. Если же ставится вопрос определения оптимальной цены, целесообразности изменения цен на ряд схожих товаров, то необходимо воспользоваться коэффициентом дуговой эластичности спроса по цене.

Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует чувствительность покупателей к изменению цен в некотором ценовом диапазоне:

Е = ((Q1 – Q0) / (Q1 + Q0) / ((P1 – P0) / (P1 + P0).                     (2) 

Ценовая эластичность, как правило, отрицательна, так как обычно повышение цены ведет к падению спроса, и наоборот. Исключениями являются «парадокс Гиффена» и «эффект Веблена». «Парадокс Гиффена» представляет собой ситуацию, при которой увеличение цен на социально значимые товары, ориентированные на потребление малообеспеченными слоями населения, приводит не к снижению их потребления, а наоборот, к увеличению. Это происходит за счет снижения потребления более дорогих и качественных товаров. «Эффект Веблена» связан с ростом интереса, а, следовательно, и объема спроса на товары, являющиеся предметами роскоши, в случае установления более высоких цен.

Необходимо признать, что определение эластичности оборота для отдельной организации происходит в таких условиях окружающей среды, которые характеризуются значительной степенью неопределенности. Поэтому не представляется возможным вычислить точную величину эластичности без значительного объема эмпирических данных. Определение эластичности является задачей, требующей не только экономико-математической подготовки, но и знания конъюнктуры рынка, состояния конкуренции, опыта и интуиции.

Знание величины эластичности полезно для решения многих практических задач.

Оценки эластичности позволяют установить, в каком направлении следует воздействовать на цены, чтобы увеличить выручку. Сопоставление эластичности для конкурирующих марок позволяет выявить те из них, которые менее чувствительны к повышению цены, т.е. демонстрируют большую рыночную силу. Сравнение эластичностей для товаров, образующих единый ассортимент, позволяет модифицировать цены в рамках этого ассортимента. Перекрестные эластичности позволяют прогнозировать перемещение спроса с одной марки на другую.

Даже если эти оценки недостаточны для точных расчетов цены, с их помощью можно определить направление ценовой политики для каждой категории товаров.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (55), январь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.