№ 1, январь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Планирование развития и совершенствования организации в рамках системы менеджмента качества

Рубрика «Менеджмент»

Ю.С. ТИШКОВ, заместитель генерального директора ООО «Феликс»

Реализация ответственности руководства является приоритетным направлением построения системы менеджмента качества (СМК) организации, а результативность и эффективность ее функционирования в полной мере зависит от принятия высшим руководством современной философии качества и приверженности ее принципам. Этот тезис не нуждается в дополнительном обосновании и подтверждается всей деятельностью многих специалистов в сфере экономики и управления и практикой субъектов хозяйствования.

Так, среди принципов, иллюстрирующих видение эффективного менеджмента творца «японского экономического чуда», известного экономиста доктора Вильямса Эдварда Деминга, есть и такие:

  • постоянство цели;
  • новая философия;
  • лидерство.

Еще пример: модель совершенствования Европейского фонда управления качеством EFQM (1999-2003) состоит из 9 критериев и 32 оценочных параметров, ее детализирующих. Первый критерий — «Лидерство» — включает 5 оценочных параметров:

1а. Лидеры определяют миссию организации, стратегию ее развития и ценности, демонстрируют на личных примерах свою приверженность культуре качества.

1b. Лидеры вовлечены в деятельность по разработке, внедрению и постоянному совершенствованию системы менеджмента организации.

1c. Лидеры участвуют в работе с потребителями, партнерами и представителями общества.

1d. Лидеры укрепляют культуру совершенствования, вовлекая в этот процесс работников.

1e. Лидеры определяют необходимость изменений и способствуют успешному их проведению.

И наконец, принципы современного менеджмента, заложенные в методологии TQM (Total Quality Management), на которых базируется действующая версия стандарта ИСО 9001, требуют следующих условий:

Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

В общем виде реализация ответственности руководства в рамках модели СМК, соответствующей требованиям стандарта ИСО серии 9000, включает:

  • определение целей организации и обязательств руководства в области качества;
  • формирование модели СМК, идентификацию ее процессов;
  • построение организационной структуры управления организацией;
  • определение ответственности, полномочий и порядка взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц организации;
  • регламентирование и формализацию информационных потоков;
  • планирование деятельности в области качества;
  • периодическое проведение анализа результативности и эффективности функционирования процессов СМК и СМК в целом.

Входом для группы процессов «ответственность руководства» будет информация о внутренней и внешней среде предприятия. Выходом должны стать цели и политика предприятия, в т.ч. в области качества, программы и планы их реализации. Именно к этой группе относятся процессы планирование СМК, анализа СМК высшим руководством, корректирующие и предупреждающие действия (КПД) и улучшение СК.

Рассмотрим опыт процессного подхода к реализации ответственности руководства промышленного предприятия в рамках действующей СМК[1]. Напомним, модель СМК включает в себя процесс 2-го уровня «Ответственность руководства» в составе процессов 3-го уровня «Планирование СМК» и «Анализ СМК».

Назначение. Карта процесса описывает процесс планирования разработки и развития СМК и предназначена для использования руководителем процесса при планировании деятельности в рамках данного процесса, а также при проведении мониторинга, измерения и анализа процесса и разработке корректирующих и предупреждающих действий (КПД) по результатам анализа.

Термины, определения, сокращения и обозначения. В этом разделе приводятся расположенные в алфавитном порядке необходимые для однозначного и непротиворечивого понимания содержания, используемые термины и определения либо ссылки на технические нормативные правовые акты (ТНПА), содержащие таковые, а также принятые в документе сокращения и символы с необходимыми расшифровкой и пояснениями.

Обязанности руководителя процесса. При выполнении своих обязанностей руководитель процесса должен руководствоваться требованиями Руководства по качеству и Картой процесса. Руководитель процесса обязан:

  • осуществлять планирование процесса на основе целей в области качества, входных данных процесса, критериев и параметров его результативности;
  • доводить разработанные планы до исполнителей и контролировать ход их выполнения;
  • управлять процессом, организуя четкое взаимодействие между составляющими его этапами;
  • проводить мониторинг процесса, контролировать наличие соответствующих ресурсов для его функционирования;
  • периодически проводить оценку функционирования процесса, определять необходимость проведения КПД по улучшению деятельности и повышению ее результативности и эффективности.

Общие сведения о процессе включают данные, представленные в табл. 1.


[1] см. Тишков, Ю.С. Процессный подход к менеджменту качества: опыт внедрения / Ю.С.Тишков, П.С.Гейзлер // Планово-экономический отдел. – 2007. – №2 – С. 22-31.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (55), январь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.