№ 1, январь 2008

Выберите номер:

Подписка на свежие линии: RSS Подписка

26 мая с 10:00 до 13:00 обсуждается тема:

Ценообразование

На вопросы отвечает:

Кожевникова
Татьяна
Степановна

2 июня с 10:00 до 13:00 обсуждается тема:

Средний заработок за время отпуска. Корректировка заработка

На вопросы отвечает:

Дубровский
Станислав
Иванович
Скачать ознакомительный номер (3,5 Мб)
Анкета читателя
Письмо в редакцию
Задайте ваш вопрос
Rating All.BY Каталог TUT.BY

Комментарий к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 23 ноября 2007 г. № 205 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования отпускных цен на деловую древесину в заготовленном виде»

Рубрика «Ценообразование»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Действующее в Республике Беларусь законодательство, касающееся ценообразования при заготовке и реализации леса, сформировано с целью наиболее рационального использования лесосырьевых ресурсов, максимальной реализации древесины мягколиственных пород, низкосортной и мелкой древесины, в связи с чем допускает формирование цен в зависимости от степени обработки сырья, товарной значимости лесных пород и конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка. При ценообразовании на лесоматериалы и произведенную из них продукцию, вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь за пределы государства, учитываются и такие факторы, как глубина переработки древесины, обеспечение потребности внутреннего рынка и ставки вывозных таможенных пошлин.

Таксы на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2001 г. № 407 (с изменениями и дополнениями) и корректируются ежегодно с учетом исполнения программы поэтапного перехода продажи лесоматериалов на рыночных условиях всем потребителям. Поскольку этот способ ценообразования будет активно использоваться и в 2008 г., приведем порядок их формирования, установленный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2007 г. № 708, который начал применяться с 1 июня 2007 г.

Таксы рассчитываются как разность между котировками на древесину в заготовленном виде, сложившимися по результатам биржевых торгов на Белорусской универсальной товарной бирже (далее — БУТБ) за 12 месяцев, предшествующих 1 ноября года их определения, и нормативными затратами лесозаготовителей на заготовку одного кубического метра древесины за 9 месяцев текущего года и прибылью лесозаготовителей в размере не более 20 % от себестоимости заготовки древесины.

Министерством лесного хозяйства ежегодно до 15 ноября каждого года формируется средневзвешенная цена биржевых продаж древесины по породам и категориям крупности с учетом среднегодовых котировок на древесину в заготовленном виде, сложившихся за 12 месяцев, предшествующих 1 ноября года определения такс на БУТБ.

Правительство при подготовке данного нормативного правового акта предусмотрело возможность снижения арифметического значения такс, которые применяются при проведении постепенных и выборочных рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, а также на древесину, выращенную на труднодоступных участках леса, на землях, загрязненных радионуклидами, поврежденную пожарами, насекомыми, грибными болезнями, на бурелом, ветровал и сухостойный лес, в пределах от 5 до 40 % в зависимости от конкретных причин, повлиявших на это снижение.

Главным механизмом реализации рыночных форм продаж является действующая в Республике Беларусь БУТБ, минуя которую торги можно провести только для обеспечения государственных программ и мероприятий, финансируемых из средств республиканского и местных бюджетов (для создания агрогородков, программ обеспечения занятости осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях системы МВД, программы строительства жилья, выполнения госзаказа и прочих аналогичных целей), а также для удовлетворения местных нужд путем реализации древесины в заготовленном виде по заявкам потребителей.

Начиная с 2007 г. цены на древесину в заготовленном виде формируются на основании биржевых котировок и утверждаются Министерством экономики. Однако если на биржевых торгах в БУТБ в 2006 г. продано 0,2 млн м3 лесосечного фонда мягколиственных пород, то продажа ликвидной древесины, заготавливаемой лесопользователями (в т.ч. оказание услуг), составляет в целом 12,4 млн м3 в виде лесоматериалов круглых. Из них на бирже реализовывается только 1770 млн м3, остальная древесина отправляется на экспорт, перерабатывается в цехах лесофондодержателей, направляется на строительство жилых домов в сельскохозяйственных организациях, организациям с бюджетным финансированием, ЖКХ, гражданам, организациям концерна «Беллесбумпром» и для прочего потребления. Активными переработчиками древесины является и лесопильно-деревообрабатывающая промышленность, которая представлена множеством предприятий, отдельных цехов и участков.

  Следует отметить, что приобретение лесоматериалов многими категориями потребителей, в т.ч. и гражданами, по рыночным ценам в настоящее время невозможно и социально неоправданно, в связи с чем 7 мая 2007 г. Главой государства был подписан Указ № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» (далее — Указ № 214), которым определены концептуальные основы дальнейшего использования в Республике Беларусь лесоматериалов и ценообразования на них. По таксовой стоимости в соответствии с Указом № 214 будет осуществляться отпуск древесины на корню следующим потребителям:

  • юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство;
  • организациям Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (далее — концерн «Беллесбумпром»);
  • организациям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев МВД для собственного производства и (или) потребления;
  • облисполкомам для организаций и физических лиц, осуществляющих строительство жилых домов в сельской местности;
  • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рубки промежуточного пользования и прочие рубки с использованием заготовленной или деловой древесины в целях собственного производства и (или) потребления;
  • сельскохозяйственным организациям (включая крестьянские (фермерские) хозяйства), организациям, финансируемым из бюджета, топливоснабжающим организациям (включая организации ЖКХ), индивидуальным предпринимателям для заготовки дров;
  • организациям, осуществляющим строительство и текущее содержание объектов на участках лесного фонда при разведке месторождений и добыче нефти, торфа и других полезных ископаемых, линий связи и электропередачи, трасс, дорог, трубопроводов, для вырубки древесно-кустарниковой растительности на проселках в целях поддержания их ширины в размерах, предусмотренных проектами строительства и условиями эксплуатации указанных объектов, а также в прилегающих к проселкам полосах леса с использованием заготовленной древесины для собственного производства и (или) потребления или ее реализации;
  • физическим лицам для уборки ветровальных, сухостойных деревьев и захламленности — до 5 м3 деловой древесины с использованием заготовленной древесины в целях собственного производства и (или) потребления;
  • физическим лицам для восстановления принадлежащих им жилых домов и надворных построек, уничтоженных или поврежденных в результате пожаров или стихийных бедствий, по решению районных, городских исполкомов — до 50 м3 деловой древесины;
  • физическим лицам, осуществляющим заготовку дров, а также деловой древесины, — до 5 м3 для собственного потребления.

Начиная с 2008 г. объем отпуска древесины на корню по таксовой стоимости из лесосечного фонда для всех лесопользователей будет уменьшаться ежегодно не менее чем на 50 % от фактического ее отпуска в прошлом году с пропорциональным увеличением продаж на биржевых торгах. Данное правило не распространяется только на юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и организации, получившие лесосечный фонд на долгосрочной основе.

По соглашению между сторонами биржевой сделки должны определяться цены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих покупку древесины на корню на биржевых торгах БУТБ для собственного производства и потребления, за исключением дров в заготовленном виде. Реализация древесины в заготовленном виде на внутреннем рынке Беларуси также осуществляется путем совершение сделок купли-продажи на биржевых торгах БУТБ, кроме сделок с дровами и деловой древесиной, реализуемой определенным организациям. К ним Указ № 214 относит организации уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев МВД, организации общественного объединения «Белорусское общество инвалидов» для собственного производства и (или) потребления; организации Управления делами Президента Республики Беларусь, Министерства образования, Министерства лесного хозяйства, Министерства по чрезвычайным ситуациям, НАН Беларуси, концерна «Беллесбумпром», Минского горисполкома (их деревообрабатывающим организациям для собственного производства и (или) потребления); организациям Минобороны (воинским частям и организациям этого Министерства для собственного производства и (или) потребления).

Не требуется заключения договоров купли-продажи древесины на БУТБ в случае ее приобретения по заявкам или по гражданско-правовым договорам вне биржевых торгов в порядке, установленном Правилами реализации древесины в заготовленном виде на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденными Указом № 214, и проданной по решению местных исполнительных и распорядительных органов физическим лицам для строительства и ремонта жилых домов, хозяйственных и иных построек. Реализация деловой древесины в заготовленном виде организациями, на которые распространены исключения из правила, производится по отпускным ценам, ежегодно утверждаемым Министерством экономики до 15 декабря на основании котировок БУТБ, сложившихся по итогам биржевых торгов за 12 месяцев, предшествующих 1 ноября года утверждения отпускных цен. Несмотря на то, что такие цены, как правило, не могут пересматриваться и действуют в течение всего следующего года, допускается изменение цены по итогам полугодия при изменении котировок на БУТБ.

Достаточно подробно порядок формирования отпускных цен в названных случаях установлен постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 23 ноября 2007 г. № 205, которым утверждена Инструкция о порядке формирования отпускных цен на деловую древесину в заготовленном виде (далее — Инструкция), вступившим в силу с 1 декабря текущего года. По сути Инструкция методологически определила рыночные механизмы к формированию цен на государственный ресурс с целью предупреждений возможных злоупотреблений при реализации древесины вне биржевых торгов. При разработке Инструкции был использован наиболее мягкий вариант расчета отпускных цен, основанный, в соответствии с Указом № 214, на котировках БУТБ и сложившихся средневзвешенных ценах на аналогичные товары при их реализации организациями Министерства лесного хозяйства и концерна «Беллесбумпром», уровень которых, как известно, ниже биржевых котировок. На наш взгляд, это не только не противоречит нормам Указа № 214, но и будет способствовать постепенному выравниванию цен на лесоматериалы для всех категорий потребителей республики.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (55), январь 2008.