№ 11, ноябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Принятие решений на основе данных управленческого учета

Рубрика «Управление затратами и их учет»

А.П. СМОЛЬСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-менеджмента БГЭУ

При управлении компанией постоянно принимаются решения о том, какие товары выпускать и продавать, какую цену назначать, производить самим или покупать какие-то компоненты, браться ли за выполнение конкретных заказов и т.д. Принятие правильных решений — достаточно трудная задача в связи с наличием альтернатив и больших объемов информации, только часть которой может оказаться релевантной.

Релевантность выгод и издержек

Как правило, каждое решение требует выбора не менее чем из двух вариантов. При этом издержки и выгоды реализации одной альтернативы должны сопоставляться с издержками и выгодами реализации других. Издержки и выгоды, которые различаются для различных альтернатив, являются релевантными, т.е. имеющими отношение к исследуемому объекту. Очень важно различать релевантную и нерелевантную информацию, поскольку, во-первых, нерелевантные данные могут быть проигнорированы, что сберегает время и усилия принимающих решения людей, во-вторых, плохие решения могут быть приняты только из-за того, что при оценке альтернатив были учтены нерелевантные издержки или выгоды.

Основными категориями затрат, которые обязательно должны учитываться при принятии решений, являются дополнительные, альтернативные и невозвратные затраты[1].

В качестве релевантных должны рассматриваться только такие издержки, которые отличаются друг от друга по различным альтернативам и являются затратами, которых можно избежать, т.е. расходами, которые могут быть полностью или частично устранены путем выбора одной альтернативы вместо другой. Поэтому при принятии решений никогда не являются релевантными две следующие категории затрат: 1) невозвратные затраты; 2) будущие затраты, величина которых одинакова по различным альтернативам. Понятия затрат, которых можно избежать, дополнительных и релевантных затрат часто используются как взаимозаменяемые.

Чтобы выявить, каких затрат можно избежать в конкретной ситуации, и определить таким образом релевантные затраты, необходимо выполнить следующие действия:

  • исключить затраты и выгоды, которые не различаются между альтернативами (невозвратные затраты и будущие затраты, величина которых одинакова при различных альтернативах);
  • использовать оставшиеся затраты и выгоды для выделения отличий по альтернативам в целях принятия решения.

Необходимо иметь в виду, что затраты, которые являются релевантными в одной ситуации, вовсе не обязательно будут таковыми в другой. Это означает, что необходимо выделять различные затраты для различных целей. Концепция «различные затраты для различных целей» является одной из основных в управленческом учете.

В качестве примера выделения релевантных выгод и издержек рассмотрим условное предприятие, которое рассматривает вариант аренды автоматизированного оборудования с целью сокращения ручного труда. Постоянные затраты, связанные с использованием нового оборудования, составят 3 млн руб. в год. Данные о годовой выручке и затратах предприятия представлены в табл. 1.


[1] Дополнительные, или дифференциальные, затраты — разница в затратах между любыми двумя альтернативами. Альтернативные затраты — упущенная потенциальная выгода от использования невыбранной альтернативы. Невозвратные затраты — понесенные затраты, величина которых не может быть изменена при любом решении, которое принимается сейчас или будет принято в будущем.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (65), ноябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.