№ 1, январь 2007

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Формирование цен организациями — монополистами

Рубрика «Ценообразование»

Е.В. ГАНАКОВА, начальник отдела антимонопольного регулирования Министерства экономики Республики Беларусь

В соответствии с действующим законодательством цены (тарифы) на товары (работы, услуги) организаций, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, и субъектов естественных монополий (далее — организации-монополисты) контролируются государством.

Так, на товары (работы, услуги) организаций-монополистов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — реестр), в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» установлены следующие предельные уровни рентабельности:

Наименование товаров, работ, услуг

Уровень рентабельность (в % к себестоимости)

Товары лесозаготовительных организаций, топливные брикеты

40

Товары (работы, услуги) металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций химической, нефтехимической, промышленности строительных материалов, других отраслей

25

Товары (работы, услуги) организаций легкой промышленности

35

Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание

15

Молоко и молочные товары

15

Мясо и мясные товары

10

Пищевая соль

40

Товары издательской деятельности

30

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения

25

С момента включения в реестр организации-монополисты при формировании отпускных цен на товары, поставляемые на внутренний рынок, должны включать прибыль в размере, не превышающем указанные предельные уровни к полной себестоимости.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» Министерством экономики регулируются цены (тарифы) на следующие товары (работы, услуги):

  • товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр;
  • товары (услуги), произведенные в условиях естественных монополий на республиканском уровне:

-            электрическая и тепловая энергия, отпускаемая организациями Белорусского государственного энергетического концерна (за исключением энергии, отпускаемой населению);

-            транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-            транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

-            перевозка пассажиров, грузов и багажа авиационным транспортом во внутриреспубликанском сообщении;

-            услуги транспортных терминалов, аэропортов;

-            обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением;

-            перевозка пассажиров, грузов и багажа железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении;

-            услуги электрической и почтовой связи общего пользования (по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь).

Облисполкомами, Минским горисполкомом регулируются цены (тарифы) на следующие товары (работы, услуги):

  • товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр;
  • товары (услуги), произведенные в условиях естественных монополий на местных рынках:

тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, тарифы на которую регулируются Советом Министров и Министерством экономики);

услуги по тепло- и водоснабжению, канализации и санитарной очистке, оказываемые организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства юридическим лицам.

В соответствии с действующим законодательством осуществляется также контроль за монопольными ценами организаций-монополистов.

Монопольные цены контролируются при их установлении и применении организациями-монополистами, имеющими право установления свободных цен, а также в результате ценового соглашения нескольких хозяйствующих субъектов.

Установление монопольных цен является злоупотреблением доминирующим положением на рынке. Установление (поддержание) цен для получения монопольно высокой прибыли запрещается.

В связи с этим в целях недопущения применения монопольных цен организации-монополисты должны руководствоваться нормами действующего законодательства.

Монопольно высокой ценой считается цена организации-монополиста, если ее уровень выше среднего сложившегося на аналогичные или взаимозаменяемые товары (группу товаров) на 25 % и более либо рентабельность превышает средний ее уровень на те же товары (группу товаров) на 25 % и более. Монопольно высокая цена устанавливается с целью получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей.

Монопольно низкой ценой является цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.

Монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Признаки монопольно высоких цен могут служить:

  • повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли в результате:
  • преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при наличии устойчивого спроса;
  • скрытого уменьшения объемов производства (реализации), т.е. преднамеренного снижения качества товара при формально неизменной величине выпуска (реализации);
  • скрытое повышение цены (неизменность цены при снижении качества в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли);
  • различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или потребителей.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (43), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.