№ 2, февраль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Бухгалтерский аутсорсинг в Беларуси

Рубрика «Управление затратами и их учет»

И.М. КИНЦАК, заместитель директора по аудиту СООО «Правильная компания»

В мировой практике широко распространена  передача дел по ведению бухгалтерского учета специализированным компаниям, что позволяет сократить расходы на содержание бухгалтерии, утвердиться в правильности расчета налогов, оптимизировать налогообложение, обеспечить документооборот и дает ряд других преимуществ.

Насколько развит рынок подобных услуг в Беларуси? Что предлагают бухгалтерские компании отечественным предприятиям?

Под аутсорсингом (outsourcing) понимается передача на сторону на контрактных условиях некоторых внутренних функций предприятия. Аутсорсинг успешно применяется во многих крупных компаниях, как в отношении ведения бухгалтерского учета, так и по другим направлениям производства и управления.

За рубежом подобная практика  развита широко. Большинство малых, средних  и некоторые крупные компании вообще не содержат штатных бухгалтеров. В значительной мере это обусловлено тем, что в США и в странах Евросоюза техническая часть бухгалтерского учета сведена к минимуму и может выполняться секретарем, а для расчета налогов, составления налоговых деклараций и финансовой отчетности один раз в год приглашаются специалисты из бухгалтерских компаний.

В Беларуси рынок таких услуг развит в гораздо меньшей степени. Несмотря на то, что с каждым годом количество бухгалтерских компаний растет, массового перехода на бухгалтерский аутсорсинг не происходит. Во многом это связано с чрезмерной сложностью бухгалтерского и налогового учета.

Законодательство об аутсорсинге

Правовой базой аутсорсинга в нашей стране является ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон № 3321-XII), согласно которой каждому руководителю предоставляется право выбора формы организации бухгалтерского учета, в т.ч. возможность передачи на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем. Как правило такой организации передается также ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, что не противоречит Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее — НК).

Положительным моментом при выборе такой формы ведения бухгалтерского учета является и то, что в соответствии с подп. 2.2.10.9 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями), в себестоимость включаются расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в т.ч. расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены те или иные функциональные службы. Аналогичная норма содержится в подп. 4-2.29 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями), где предусмотрено, что такие услуги включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Если же штатным расписанием организации предусмотрена бухгалтерская служба либо должность главного бухгалтера, то ведение бухгалтерского и налогового учета также можно передать специализированной организации, однако отнести эти расходы на себестоимость и в состав затрат, учитываемых при налогообложении, уже не возможно.

Кроме того, следует уделить внимание статусу аутсорсера (бухгалтерской компании или предпринимателя) в представлении интересов Заказчика в налоговых органах.

Так, ст. 27 НК установлено, что уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. При этом уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства.

Следовательно, для представления интересов Заказчика в налоговых органах уполномоченный представитель должен выписать доверенность на имя ответственного сотрудника бухгалтерской компании. Согласно п. 5 ст. 63 НК налоговая декларация (расчет) должна представляться плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган лично. 

Отметим также, что подп. 23.3 Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. № 127 (с изменениями и дополнениями), установлено, что юридические лица помимо прочих документов при постановке на учет в налоговом органе представляют копии документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом юридического лица. В случае аутсорсинга это должен быть руководитель (бухгалтер, главный бухгалтер) организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем. Документом в данном случае является копия договора об оказании услуг с предъявлением оригинала для сверки налоговому органу.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (56), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.