№ 3, март 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесьна содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Налоговый аспект учетной политики

Рубрика «Налогообложение»

И.М. КИНЦАК, заместитель директора по аудиту СООО «Правильная компания»

Статья 62 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) определяет налоговый учет как осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета.

При этом ни НК, ни иные нормативные правовые акты не содержат требований о том, что организации должны составлять две учетные политики: одну — для целей бухгалтерского учета, другую — для целей налогового учета.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение № 62), учетная политика организации определяется как принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

Таким образом, при составлении учетной политики для целей налогообложения необходимо понимать, что это не отдельный документ, а составная часть всей учетной политики организации, которая утверждается одним приказом руководителя. Поэтому о налоговом аспекте учетной политики следует говорить, как об отдельном ее разделе.

Поскольку налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, нет необходимости отражать в налоговом аспекте те моменты, которые уже отражены в положении по учетной политике и применимы для целей налогового учета.

В частности, п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-ХII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) установлено, что момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как приходящийся на налоговый период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за наличные денежные средства — день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Один из методов определения момента фактической реализации устанавливается учетной политикой организации (приказом индивидуального предпринимателя) по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и изменению в течение календарного года не подлежит.

Статьей 2 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-ХII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон № 1330-ХII) установлено, что в зависимости от учетной политики организации выручка от реализации отражается (доходы признаются полученными) по оплате отгруженных товаров (основных средств, иных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров (основных средств, иных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав.

В соответствии с п. 3 ст. 4-1 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1321-XII «Об акцизах» (с изменениями и дополнениями) один из методов определения даты фактической реализации подакцизных товаров устанавливается учетной политикой плательщика по всем операциям по реализации подакцизных товаров и изменению в течение календарного года не подлежит.

Таким образом, как для целей бухгалтерского, так и налогового учета применяется единый метод определения выручки: по оплате либо отгрузке. Например, организация не вправе применять для целей бухгалтерского учета метод определения выручки по мере отгрузки, а для налогового — по мере оплаты; либо для налога на прибыль — по отгрузке, а для НДС — по оплате.

Иногда организации включают в налоговый аспект учетной политики правила (методы, способы), которые закреплены в законодательстве как единственно возможные и (или) обязательные для всех организаций. Например, указывают, что суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров, учитываются в составе внереализационных доходов при определении облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, в котором указанные суммы поступили на банковский счет или в кассу плательщика.

Однако в этом нет необходимости. Такая норма закреплена в ст. 2 Закона № 1330-ХII. Поэтому независимо от наличия или отсутствия соответствующей записи в положении по учетной политике организация  обязана будет выполнять требования законодательства.

Кроме того, согласно п. 12 Положения № 62 при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. 

В налоговом аспекте учетной политики необходимо отразить, прежде всего, те моменты, по которым законодательством плательщику предоставлено право выбора и (или) установлена необходимость соответствующей записи в учетной политике.

Так, в соответствии с п. 13 ст. 16 Закона № 1319-ХII при реализации плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика по товарам (работам, услугам), имущественным правам между оборотами по реализации производится двумя методами (методом удельного веса или методом раздельного учета), если иное не установлено Законом № 1319-ХII.

Применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов в отношении определенных плательщиком сумм налога (удельный вес или раздельный учет) производится как минимум в течение одного календарного года.  

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (57), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.