№ 4, апрель 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

В.В. АКУЛИЧ, преподаватель БГЭУ

Обобщающая оценка финансового состояния организации производится на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Они четко отражают эффективность деятельности организации, рациональность использования собственных ресурсов, доходность направлений деятельности. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию. Прибыль и рентабельность — понятия, тесно взаимосвязанные, но не тождественные по своим аналитическим возможностям.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг).

Прибыль к распределению определяется как разность между прибылью за отчетный период и налогами из прибыли за этот период.

Для определения направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам. К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения (объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.). Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения (повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.). К внепроизводственным факторам относятся снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и т.д.

Для оценки эффективности работы недостаточно наличия показателя прибыли, поскольку это еще не свидетельствует об успешной работе организации. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель — уровень рентабельности.

Рентабельность — синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности организации за определенный период. Он, как правило, оценивается в процентах, реже — как коэффициент.

В экономической литературе приводится несколько определений категорий рентабельности:

  • прибыльность;
  • отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;
  • сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами;
  • интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

В любом определении рентабельность означает отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и др.

Рассмотрим состав прибыли, ее структуру, динамику на примере предприятия, оказывающего платные медицинские услуги (см. табл. 1). При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию организации в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (58), апрель 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.