№ 5, май 2008

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Факторный анализ показателей рентабельности деятельности организации и эффекта финансового рычага

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

В.В. АКУЛИЧ, преподаватель БГЭУ

Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  • показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, рентабельность деятельности);
  • показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж);
  • показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

Рентабельность продаж (оборота) (Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты налогов (Прп) на сумму полученной выручки (Врп) и характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности (какую прибыль имеет организация с рубля продаж).

Рентабельность капитала исчисляется отношением прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли), к средней стоимости всех активов данной организации. Этот коэффициент показывает эффективность использования всего имущества организации.

Рентабельность внеоборотных активов можно определить как отношение прибыли (чистой прибыли) организации к средней стоимости внеоборотных активов.

Рентабельность собственного капитала исчисляется отношением прибыли (чистой прибыли) к средней величине собственного капитала. Этот коэффициент показывает, какое количество прибыли приходится на один рубль собственного капитала.

Оптимальное соотношение между собственными и привлеченными финансовыми ресурсами характеризуется категорией финансового рычага. Финансовый рычаг — это инструмент регулирования пропорций собственного и заемного капитала с целью максимизации рентабельности собственных средств. Его действие проявляется в эффекте финансового рычага, под которым понимается увеличение рентабельности собственных средств за счет использования заемных средств. Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот организации.

Этот способ открывает широкие возможности по определению безопасного объема заемных средств, а также расчету условий кредитования. Эффект финансового рычага будет тем больше, чем больше экономическая рентабельность инвестиций по сравнению со ставкой процентов по заемным средствам и чем больше соотношение заемных и собственных средств. В рамках данной статьи  исследуем эффект финансового рычага с помощью методики факторного анализа. На основании данных табл. 7 определим эффект финансового рычага.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (59), май 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.