№ 5, май 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Белорусские предприятия в международных стратегических альянсах

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

А.В. БАБИНА, экономист

Технологическое перевооружение производства, улучшение финансовых показателей, выпуск новой конкурентоспособной продукции, наращивание экспортных поставок являются насущными вопросами деятельности белорусских предприятий. В этих целях необходимо привлечение иностранных инвестиций и налаживание сотрудничества с международными компаниями.

Об этом свидетельствуют и программные документы развития республики на текущий год, в которых определено, что удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций должен составить более 10 %, а их объем достигнуть 1,2–1,4 млрд долл. США. Стремление наращивать усилия по привлечению внешнего производительного капитала является правильным в условиях ограниченных национальных финансовых и наукоемких ресурсов.

Перспективы сотрудничества отечественных предприятий с иностранными инвесторами находятся в зависимости от целого спектра разнообразных факторов: рыночная доля предприятия, его перспективы развития, финансовое состояние, научно-техническая база и потенциал, качество трудовых ресурсов и менеджмента, доступ к сырью и рынкам сбыта, финансовым ресурсам и коммуникациям, глобальная стратегия инвестора, совместимость производственного цикла, возможность кооперации и др.

Как показывает практика, сотрудничество с иностранным партнером может иметь различные формы: продажа или передача уже действующего производства, создание совместного предприятия, формирование стратегического альянса и т.д.

Многие руководители отечественных предприятий полагают, что сотрудничество с иностранным партнером-инвестором возможно только в рамках создания иностранного или совместного предприятия. Однако в настоящее время в мире все большую активность набирает процесс участия компаний в международных стратегических альянсах. Указанное обстоятельство вызвано тем, что в условиях глобализации, технологических изменений, роста конкурентной борьбы, появления новых продуктов и исключительной избирательности конечного потребителя компании идут на заключение делового соглашения с зарубежными партнерами в целях достижения общих целей посредством объединения ресурсов и координации деятельности.

В этих условиях белорусские предприятия с помощью грамотно проводимой производственной политики имеют хорошие перспективы и при создании стратегических альянсов с иностранными компаниями. В данном случае белорусские субъекты хозяйствования находятся в русле общемировых тенденций и получают возможность найти свое место в рыночной нише.

Деятельность компании в современной экономике требует больших инвестиций, в особенности когда необходимым условием достижения успеха является координация решений, принимаемых в сфере разработки новых продуктов, их производства, распределения и маркетинга, а также в области финансирования всех операций, осуществляемых в разных странах мира. В этом случае может сложиться ситуация, при которой компания будет испытывать нехватку внутренних ресурсов, необходимых для эффективного участия в конкурентной борьбе с другими компаниями аналогичного профиля на международном рынке. Большие затраты на разработку новых продуктов, покрываемые только за счет внутрикорпоративных ресурсов, могут подорвать бюджет компании. В связи с этим компания, как правило, идет на поиск компании-партнера, с которой она могла бы разделить эти затраты. Например, в 1998 г. Минский автомобильный завод в целях производства техники качественно нового уровня и сохранения конкурентных позиций создал совместное предприятие с известным немецким автомобильным концерном MAN Nutzfahrzeuge AG и в настоящее время выпускает автомобильную технику, которая соответствует действующим требованиям европейских правил и Директив, в т.ч. правилам ЕЭК ООН по нормам Euro 3, регулирующим уровень выхлопа и шумности.

Вопрос о поиске соответствующих партнеров встает перед компанией и в случае, когда разработана новая технология выпуска продукта, но отсутствует сеть распределения или производственные мощности по его изготовлению, которые могли бы удовлетворить запросы покупателей на разных рынках.

Альянсы могут иметь разную степень координации текущей деятельности партнеров и их стратегических целей. В соответствии с международной классификацией альянсы бывают вертикальными, когда сотрудничают поставщики факторов производства (сырье, комплектующие, полуфабрикаты и т.д.) и компании — производители конечной продукции, а также горизонтальными, когда в совместную деятельность вовлечены компании одного уровня, т.е. работающие в одной сфере или отрасли экономики. В альянсах горизонтального характера с пользой сотрудничают и компании-конкуренты. Это  характерно для компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях (см. таблицу). Так, американская компания IBM и японская Toshiba достаточно активно конкурируют в сфере производства и продажи ноутбуков и в то же время соединили свои усилия в исследованиях и разработке плоских экранов.

Альянсы могут носить открытый (официальный) и закрытый (неофициальный) характер. При открытом характере альянса партнеры официально информируют общественность о своих совместных деловых отношениях, а при закрытом  совместная деятельность не афишируется.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (59), май 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.