№ 8, август 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

О новых правилах взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг

Рубрика «Налогообложение»

Л.Т. КУХТИК, экономист

Согласно ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного в г. Астана 15 сентября 2004 г. (далее — Соглашение), порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств государств Сторон.

До 1 мая 2008 г. налогообложение оборотов по реализации работ, услуг, имущественных прав осуществлялось в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-ХII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями; далее – Закон № 1319-ХII) и с учетом положений ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (далее — НК). Согласно Закону № 1319-ХII объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Следовательно, если местом реализации работ (услуг) признается территория Республики Беларусь, то НДС уплачивается в Республике Беларусь.

Если место реализации работ (услуг) находится за пределами Республики Беларусь, то НДС в Республике Беларусь не уплачивается.

Исходя из Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол), подписанного в г. Минске 23 марта 2007 г., ратифицированного Законом Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 259-З и Российской Федерацией 1 апреля 2008 г., налогообложение работ, услуг с 1 мая 2008 г. также поставлено в зависимость от определения места их реализации.

Положения Протокола не вносят значительных изменений в порядок налогообложения работ, услуг, имущественных прав во взаимной торговле с Российской Федерацией.

В частности, изменения, внесенные в ст. 33 НК, вступившие в силу с 1 января 2008 г., были направлены на формирование единообразного подхода к налогообложению при выполнении работ или оказании услуг. В результате, нормы данной статьи приближены к положениям Протокола.

В то же время имеется ряд особенностей. Рассмотрим данные моменты более подробно.

В статье 1 Протокола определены термины, которые используются в настоящем Протоколе.

Так, к недвижимому имуществу отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, космические объекты, а также предприятия как имущественные комплексы, а к движимому — вещи, не относящиеся к недвижимости и транспортным средствам.

Отдельно определен термин «транспортные средства», к которым относятся морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного плавания «река-море», единицы железнодорожного подвижного состава, автомобили, включая прицепы и полуприцепы. Транспортные средства для целей применения положений Протокола не относятся ни к недвижимому, ни к движимому имуществу.

Согласно Протоколу инжиниринговые услуги — инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Услуги по обработке информации — услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

Основополагающим в Протоколе является ст. 2, которой определен общий принцип налогообложения косвенными налогами работ и услуг во взаимоотношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерации. Согласно этому принципу взимание косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг осуществляется в государстве Стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг, т.е. с момента вступления в силу Протокола полностью исключены случаи, когда в отношении одного и того же объекта возникали налоговые обязательства у налогоплательщиков двух государств.

Вследствие этого налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства Стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.

Следовательно, если местом реализации работ, услуг признана территория Республики Беларусь, то порядок налогообложения оборотов по их реализации определяется в Республике Беларусь, если местом реализации работ, услуг является территория Российской Федерации, то налогообложение этих работ, услуг в Республике Беларусь не производится.

Исходя из этого первоочередным в процессе налогообложения косвенными налогами работ, услуг является определение места их реализации.

Место реализации работ, услуг в Республике Беларусь определяется на основании требований ст. 33 НК. Поскольку Протокол признается актом международного законодательства, то во взаимоотношениях с Российской Федерацией место реализации работ (услуг) должно определяться на основании ст. 3 Протокола.

Соответственно для того, чтобы понять, должны ли организации или индивидуальные предприниматели уплачивать налог на добавленную стоимость (далее — НДС) при выполнении работ, оказании услуг для российского контрагента, необходимо обратиться к положениям ст. 3 Протокола.

Статья 3 Протокола при определении места реализации содержит те же критерии, что и ст. 33 НК: по месту нахождения недвижимого имущества, движимого имущества, по месту оказания услуг (в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта и др.), по месту нахождения покупателя, по месту нахождения продавца.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (62), август 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.