Одной из проблем отечественных предприятий является соблюдение целевых показателей.
Рекомендации по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год (далее - Рекомендации по разработке бизнес-планов на год) и Рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет (далее - Рекомендации по разработке бизнес-планов на пять лет), утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30 октября 2006 г. № 186 (с изменениями и дополнениями), предназначены для обеспечения методологического и методического единства при разработке прогнозов развития коммерческих организаций на год на пять лет отраслей народного хозяйства Республики Беларусь с учетом их взаимосвязи и взаимодействия в общей системе прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год и на очередные пять лет соответственно.
В Рекомендациях по разработке бизнес-планов на год устанавливаются целевые показатели, по которым определяется выполнение либо невыполнение бизнес-плана развития:
1) индекс объема производства;
2) уровень рентабельности реализованной продукции.
Невыполнение любого из целевых показателей означает в целом невыполнение бизнес-плана развития.
Ориентация на объем производства, а не на реализацию, является предпосылкой создания больших запасов готовой продукции. Позже отраслями были доведены нормативы запаса готовой продукции на складе. Практика показывает, что при нормативе двухнедельного запаса фактический запас составляет два месяца и более. Совсем недавно в Министерстве экономики принято решение о введении нового показателя - соотношение объема реализации продукции к объему производства.
Существующая практика показала ошибочность выбранного направления планирования и стимулирования деятельности персонала предприятий, что привело к нагромождению распорядительных документов, излишнему внешнему администрированию и снижению конкурентоспособности предприятий.
Один из возможных вариантов выхода из тупиковой ситуации заключается в следующем. Необходимо вести управленческий учет для анализа экономической эффективности предприятия и его структурных подразделений. Внутрифирменное планирование и управленческий учет должны быть увязаны с внутрифирменным стимулированием управленческого персонала и сориентированы на показатели экономической эффективности в соответствии с функциональными обязанностями каждого руководителя и специалиста. Это сложная управленческая задача, требующая высокой квалификации экономической службы, но другого пути повышения конкурентоспособности предприятия и поддержания ее на высоком уровне, очевидно, не существует.
Предлагаемые основы внутрифирменного планирования приводятся ниже. В качестве примера объекта планирования выбрано ОАО «Горизонт», официальная финансовая отчетность которого опубликована в печати.
Следует отметить, что второй рекомендованный целевой показатель годового бизнес-плана развития предприятия - рентабельность продукции - является обобщающим показателем, но не критерием оценки экономической эффективности. Например, в ОАО «Горизонт» рентабельность продукции за 2007 и 2008 гг. составила -23,3 и -22,4 %, а рентабельность собственного капитала -56,43 и 0,03 %. Материальное поощрение генерального директора должно быть увязано с экономической эффективностью предприятия, т.е. рентабельностью собственного капитала, вверенного ему акционерами.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (77), ноябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.