№ 3, март 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Стоимость акционерного капитала и добавленная стоимость как показатели эффективности деятельности организации

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

А.П. СМОЛЬСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-менеджмента БГЭУ

Одним из основных свидетельств успеха бизнеса является наличие и величина прибыли, на базе которой рассчитываются различные показатели оценки эффективности деятельности организации. Однако в последние годы часто звучит критика традиционных финансовых показателей как основы для принятия управленческих решений. Это связано в первую очередь с тем, что источником данных для их расчета является система бухгалтерского учета и отчетности.

Важнейшими особенностями бухгалтерской отчетности, которые необходимо учитывать при ее использовании в целях управления, являются:

  • фиксация фактов на определенную дату в прошлом (историчность). В отчетности не отражается состояние средств в течение всего периода, в связи с чем иногда необходимо дополнительно рассчитывать средние величины;
  • отчетность отражает существующее положение на определенную дату, но не отвечает на вопрос, почему оно такое. Чтобы узнать это, необходимо анализировать также макроэкономическую, отраслевую, региональную ситуацию, персонал, структуру организации и другие факторы, некоторые из которых вообще не имеют стоимостной оценки и не находят отражения в учете и отчетности;
  • отчетность не обеспечивает пространственную и временную сопоставимость, что требует проведения анализа в динамике, а также сравнения с показателями деятельности аналогичных организаций;
  • значения по ряду статей баланса сами по себе мало о чем говорят, для их оценки необходимо иметь данные об оборотах за период;
  • отражение в отчетности величины активов по учетной стоимости, а обязательств - по текущей рыночной стоимости, в связи с чем они могут быть несопоставимыми, и потребуется проведение переоценки или дооценки, рыночной оценки стоимости активов;
  • отражение в отчетности дебиторской задолженности на дату ее возникновения приводит к завышению стоимости активов, т.к. сумма безнадежной к взысканию дебиторской задолженности имеет тенденцию к росту с течением времени;
  • стоимость организации как целого может как превышать бухгалтерскую стоимость ее активов, так и быть значительно меньше ее. Это связано с отражением (неотражением) в учете стоимости репутации, имиджа, деловых связей, торговых марок, иных нематериальных активов, проведением обязательных переоценок индексным методом.

Показатели прибыльности, получаемые на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, дают возможность манипулировать цифрами, превращая реальные убытки в «бумажную» прибыль и наоборот. Но важнее всего то, что сосредоточение основного внимания на прибыльности порождает у менеджеров стремление пожертвовать долгосрочной конкурентоспособностью во имя текущей прибыли. Поэтому измерители состояния организации должны быть связаны с ее стратегией. Это реализуется путем разработки и внедрения сбалансированной системы показателей (ССП)[1].

ССП содержит комплекс взаимосвязанных измерителей состояния компании и разрабатывается на базе и для поддержки ее стратегии. Хорошо сконструированная система фактически превращает систему измерения эффективности в систему управления компанией с прямой связью, характеризующей эффективность реализации стратегии. Она позволяет расширить возможности измерения, оценки и контроля на уровне стратегического и операционного управления фирмой.

Структура ССП может быть достаточно легко модифицирована и подстроена под специфику различных организаций, однако сама система имеет существенный недостаток: конечный ориентир или показатель, по которому может быть измерена успешность реализации стратегии и эффективность деятельности компании, относится к группе измерителей финансовых результатов, проблемы использования которых были рассмотрены ранее. Этот недостаток может быть устранен путем включения в структуру системы показателей, характеризующих увеличение стоимости инвестированного собственниками капитала: стоимости акционерного капитала, экономической или рыночной добавленной стоимости.

 Стоимость акционерного капитала

Компания в целом (бизнес) может рассматриваться как портфель инвестиционных проектов, реализуемых ради увеличения стоимости инвестированного капитала или богатства собственников. Подход, основанный на анализе стоимости акционерного капитала, предполагает оценку стратегических решений в соответствии с их способностью максимизировать эту стоимость, для чего производится расчет дисконтированных потоков наличности по бизнесу в целом и по той их части, которая доступна для присвоения акционерами.

Стоимость бизнеса в целом может быть представлена как чистая приведенная стоимость (NPV) будущих потоков наличности, генерируемых компанией. Но как определить часть этой стоимости, доступную для присвоения акционерами? Ведь бизнес обычно финансируется за счет капитала собственников и за счет заемного капитала, поэтому кредиторы также будут претендовать на долю в его общей стоимости. Часть общей стоимости бизнеса, доступная для присвоения акционерами, может быть определена следующим образом:

 Стоимость акционерного капитала = Общая стоимость бизнеса - Рыночная стоимость заемного капитала.

 Потоки наличности, используемые для определения общей стоимости бизнеса, называются свободными потоками наличности и представляют собой потоки денежных средств, генерируемых бизнесом и доступных для присвоения держателями простых акций и кредиторами по долгосрочным обязательствам (т.е. чистые потоки наличности после вычитания из них налоговых платежей и средств, направленных на дополнительные инвестиции). Они могут быть рассчитаны на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Рассмотрим расчет свободного потока наличности на примере условной компании. Допустим, что при формировании цен закладывается рентабельность на уровне 25 % (табл. 1).

 Таблица 1

Расчет свободного потока наличности компании

№ п/п

Показатели

Значения показателей, млн руб.

1

Выручка от реализации (нетто)

220,0

2

Прибыль от реализации (стр. 1 × 25 %)

55,0

3

Амортизационные отчисления

8,0

4

Налоги из прибыли

11,0

5

Пополнение оборотных средств

11,3

6

Покупка новых и замена выбывающих внеоборотных активов

23,2

7

Свободный поток наличности (стр. 2 + стр. 3 - стр. 4-6)

17,5

 При прогнозировании можно не принимать в расчет величину амортизационных отчислений, поскольку при нормальном ведении деятельности они направляются на замену выбывающих основных средств, и тогда учитывается только сумма, направляемая на покупку новых внеоборотных активов.

Таким образом, на величину свободных потоков наличности оказывают влияние следующие основные показатели, являющиеся рычагами управления стоимостью компании и отражающие последствия принятия важнейших управленческих решений:

  • объем реализации;
  • норма рентабельности, определяющая величину прибыли от реализации;
  • виды и ставки налогов, уплачиваемых из прибыли;
  • дополнительные инвестиции в оборотные активы;
  • дополнительные инвестиции во внеоборотные активы.

Свободные потоки наличности должны рассчитываться на весь период существования бизнеса, однако насколько длительным он будет, точно определить невозможно. Для решения этой проблемы периоды времени поступления будущих потоков наличности делят на два элемента:

  • планируемый период, на который потоки наличности могут быть рассчитаны с достаточным уровнем точности;
  • завершающий период, представляющий потоки наличности за пределами планируемого периода.

Расчет потоков наличности в планируемом периоде производится на основе принятой ставки дисконтирования. Чтобы рассчитать стоимость бизнеса в завершающем периоде (TV), используют ряд допущений, одним из основных среди которых является учет доходов, получаемых за пределами горизонта планирования, как постоянных и принимаемых на уровне последнего планового года. С использованием формулы стоимости бессрочного аннуитета, представляющей капитализацию стоимости потока будущих потоков наличности, расчет выполняется следующим образом:

 TV = C1 / r,

 где C1 - свободный поток наличности в год за пределами планируемого периода;

r - требуемая инвесторами норма доходности.

 То есть, если инвестор получает постоянный поток наличности в сумме 100 млн руб. в год, а требуемая норма доходности составляет 14 %, то капитализированная стоимость этого потока будет составлять 100 млн руб. / 0,14 = 714,3 млн руб.

 [1] См.: Смольский А.П. Сбалансированная система показателей как инструмент управленческого учета и реализации стратегии организации // Планово-экономический отдел. 2008. № 10. С.12.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (69), март 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.