№ 3, март 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Закупки на конкурсной основе в 2009 г.

Рубрика «Юридическая консультация»

М.В. БЕНСМАН, ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»

С января текущего года значительно изменился порядок проведения конкурсных закупок. Изменения коснулись как государственных закупок, которые в настоящее время регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее - постановление № 1987), так и закупок за счет собственных средств организаций. Новый порядок проведения закупок вызвал много вопросов, касающихся практики его применения.

Указом № 618 было отменено ранее действовавшее Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках». Вместо него в соответствии с требованиями Указа № 618 Совет Министров постановлением № 1987 утвердил Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее - Положение о госзакупках).

Постановлением № 1987 введена норма, позволяющая организации, проводящей процедуру государственной закупки, изменять в процессе проведения закупки ее объем или стоимость. Согласно подп. 2.1 данного постановления организация вправе в ходе проведения процедуры в пределах выделенных на закупку средств увеличивать или уменьшать в размере до 10 % объем данной закупки или ее стоимость. При этом постановлением № 1987 дан исчерпывающий перечень оснований такого изменения. Одним из таких оснований может быть изменение стоимости приобретаемого сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры этой закупки, а также соответствующие изменения законодательства. Необходимо отметить, что изменять объем приобретаемого предмета закупки или его стоимость можно только в период проведения процедуры закупки и при наличии вышеуказанных оснований.

Следует обратить внимание еще на одно серьезное изменение законодательства. Абзацем 3 ч. 1 п. 9 Указа № 618 введен запрет на изменение условий договора на государственную закупку, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов (далее - бюджетные средства) либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества. Однако, как следует из данной нормы, запрет установлен только на дополнительное расходование бюджетных средств. В то же время в соответствии с п. 1 Указа № 618 государственной закупкой признаются не только закупки, полностью оплачиваемые за счет бюджетных средств, но и те, которые оплачиваются частично за счет бюджетных, а частично за счет собственных средств организаций. Таким образом, анализ данных норм позволяет сделать вывод, что при необходимости заказчик вправе увеличить стоимость закупки по договору на государственную закупку, произведя дополнительную оплату за счет собственных средств.

19 января 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 53 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987» п. 2 постановления № 1987 был дополнен подп. 2.3, в соответствии с которым государственные закупки за счет бюджетных средств теперь могут осуществляться только у поставщиков, являющихся производителями товаров, а также их официальных торговых представителей, реализующих товары в соответствии с договорами (соглашениями) с этими производителями.

Изменение коснулось норм, регулирующих согласование закупок с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, образованной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382 «Об образовании Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики» (далее - Комиссия). Перечень товаров, закупки которых подлежали такому согласованию, был утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 1629 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382». При закупках за счет средств местных бюджетов облисполкомы и Минский горисполком могли устанавливать собственные перечни.

Ранее в случае закупки таких товаров (работ, услуг) с применением конкурсов задание на закупку подлежало согласованию с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики. Теперь же в функции данной Комиссии входит рассмотрение предложений о государственных закупках товаров, включенных в соответствующий перечень, при стоимости закупки от 50 базовых величин и более для включения в годовой план закупок либо его корректировки. Перечень таких товаров по-прежнему является приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 1629.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами все государственные закупки товаров, включенных в вышеуказанный Перечень, на сумму от 50 базовых величин и более вне зависимости от применяемых для их закупки процедур вносятся в годовые планы закупок только после принятия соответствующего решения Комиссией. Последующее согласование с Комиссией заданий на закупку данных товаров теперь не требуется.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (69), март 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.