№ 4, апрель 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции

Рубрика «Ценообразование»

В.Н. ЛЕШКО, кандидат экономических наук

В условиях экономического кризиса, повышенной сложности и динамичности внешней среды хозяйствования особое внимание необходимо уделять учету и анализу затрат. Достоверное исчисление себестоимости продукции (ее единицы или части) необходимо для определения отпускной цены изделий, выявления целесообразности их производства и реализации, обоснования ассортимента выпуска продукции, планирования прибыли и т.д.

Кризис сопровождается экономическим спадом производства. Как следствие, в ряде отраслей и на многих предприятий начинает преобладать единичное производство, что обуславливает использование позаказного метода калькулирования.

Основные положения исчисления себестоимости при позаказном методе регламентированы в отечественной практике Методическими рекомендациям по прогнозированию, учету и калькулированию в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, введенными в действие приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 1 апреля 2004 г. № 250 (далее - Методические рекомендации).

Позаказный метод предполагает учет производственных затрат и калькулирование по индивидуальному продукту или группе однородных продуктов, которые обладают определенными свойствами и легко идентифицируются. Таким образом, объектом калькулирования выступает отдельный заказ. При этом заказ, состоящий из заранее известного количества изделий, предназначен, как правило, для отдельного заказчика (потребителя, получателя).

Из изложенной сущности позаказного метода видно, что сфера его применения в основном должна быть ограничена индивидуальным производством. Кроме того, в силу определенных преимуществ данный метод также получил распространение в мелкосерийном производстве при выпуске заранее определенного количества изделий. Примерами являются предприятия машиностроения, мебельной промышленности, типографского и издательского бизнеса. Аналогично организуется учет в сфере интеллектуальных услуг (аудит, консультирование), ремонтных организациях, работающих на заказ и предоставляющих услуги в соответствии с требованиями покупателей.

Достоинством данного метода является то, что нет необходимости распределять затраты между законченной продукцией и незавершенным производством. Кроме того, позаказный метод учета и исчисления себестоимости продукции по сравнению с другими позволяет:

  • более точно определить затраты на конкретный заказ и, соответственно, его цену;
  • оценить эффективность отдельных заказов, выявить наиболее прибыльные заказы как в целом, так и по отдельным операциям в аналогичных заказах;
  • сформировать базу для планирования производственных затрат и отпускных цен по будущим заказам.

Основным недостатком позаказного способа учета затрат и калькулирования себестоимости продукции является определение фактической себестоимости только в конце выполнения заказа (а период выполнения может иметь длительный срок) и, как следствие, отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат. Использование нормативных затрат может частично снизить влияние этого недостатка, однако при этом увеличивается стоимость ведения учета. Контроль затрат по подразделениям или операциям может быть осуществлен лишь при дополнительном анализе первичных данных. Кроме того, данный метод предполагает сложность и громоздкость учета и инвентаризации незавершенного производства. Зачастую стоимость получения точных данных по заказам может не компенсироваться из-за их низкой прибыльности.

Применение позаказного метода калькулирования требует соблюдения следующих условий:

  • наличие системы открытия производственных заказов;
  • производство продукции конкретного заказа отдельной партией;
  • соблюдение отличий в количестве, виде, размере или качестве продукта каждой партии, что обуславливает разную величину их себестоимости;
  • идентификация основных материалов (материалов на технологические цели), основной заработной платы производственных рабочих и прочих прямых затрат с конкретной продукцией, работами или услугами (или их группами).

Заказы на предприятии, как правило, формирует планово-производственный отдел. На основании договоров с покупателями на предприятии открываются заказы, т.е. оформляется соответствующий бланк заказа или наряда на выполнение заказа, которые содержат следующую базовую информацию: тип заказа, его номер, характеристика, исполнители (наименование цехов или участков), срок исполнения. По типу заказы подразделяются на внешние (для других предприятий) и внутренние (для цехов и служб предприятия), а также на сводные и разовые.

Принятые к исполнению заказы регистрируют, им присваивают очередные с начала года номера, которые становятся их кодами (шрифтами). При этом внутренним заказам, как правило, присваивается постоянный код.

Всем подразделениям предприятия, участвующим в выполнении заказа, рассылаются специальные извещения об открытии заказа. Копию извещения об открытии заказа направляют в бухгалтерию, где заводится карточка учета затрат по заказу.

Технологический процесс и учетные процедуры в позаказной системе калькулирования отличаются по отраслям и типам производств. Вместе с тем можно выделить следующие составляющие организации данной системы калькулирования:

  • планирование затрат в целом по предприятию и в разрезе отдельных заказов;
  • сбор и распределение затрат;
  • анализ эффективности заказа.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4 (70), апрель 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.