№ 5, май 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Организация розничной торговли по образцам

Рубрика «Юридическая консультация»

А.В. ДЕМКО, экономист

С нынешнего года изменился порядок осуществления торговли по образцам. Это связано с введением в действие Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 (далее - Правила).

В соответствии с Правилами розничная торговля по образцам осуществляется:

  • в торговом объекте - путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах (далее - торговля по образцам в торговом объекте);
  • вне торгового объекта - путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин (далее - торговля по образцам вне торгового объекта).

Осуществление розничной торговли относится к деятельности, подлежащей лицензированию. При этом в соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2005 г. № 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий», при осуществлении розничной торговли через Интернет-магазин в лицензии должно быть указано доменное имя.

При осуществлении торговли по образцам продавец может предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию товаров. Однако данное условие не является обязательным, и покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых продавцом при заключении договора.

В обязательном порядке при торговле по образцам в торговом объекте продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), а также режим работы.

При торговле по образцам вне торгового объекта вышеприведенная информация должна доводиться до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или быть представлена в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.

Кроме того, продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и об их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, которая в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование товара;
  • указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам);
  • сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении пищевых продуктов - о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случаях и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с нормативными документами, устанавливающими требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;
  • цену и условия оплаты товаров;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики таких продуктов;
  • дату изготовления (фасования) и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальные условия хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
  • наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя;
  • ведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • количество или комплектность товара;
  • ведения о сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара;
  • необходимые сведения о правилах и об условиях эффективного и безопасного использования товаров, в том числе ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе относящиеся к договору сведения по просьбе покупателя;
  • штриховой идентификационный код, если законодательством предусмотрено обязательное маркирование товаров таким кодом.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2005 г. № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748» с 1 июля 2006 г. введено обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами товаров (продукции), производимых юридическими лицами и предназначенных для торговли ими на территории Республики Беларусь, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов в случаях, предусмотренных актами законодательства.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (71), май 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.