Мировой финансовый кризис отразился на результатах производственно-хозяйственной деятельности белорусских предприятий, что проявилось в увеличении остатков готовой продукции на складах, снижении объемов производства, увеличении доли заемных средств, снижении показателей платежеспособности.
В значительной степени это является результатом обострения ситуации на внешних рынках (снижение спроса и цен на продукцию, традиционно экспортируемую из республики, обострение конкурентной борьбы, повышение курсов ведущих валют - доллара и евро, увеличение стоимости ряда импортируемых материальных и энергетических ресурсов и т.д.).
В этих условиях возникает необходимость осуществления безотлагательных мер в организации финансовой работы на предприятиях по совершенствованию управления выручкой от реализации, себестоимостью и прибылью, платежеспособностью, организации кредитования. Это позволило бы не только стабилизировать ситуацию, но и создать предпосылки для поэтапного преодоления кризисных явлений.
В структуре намечаемых мероприятий по развитию и совершенствованию финансовых отношений на современном этапе ключевыми должны стать изменения в управлении выручкой от реализации.
Добиться повышения эффективности управления объемами продаж невозможно без внесения изменений в существующие методы их анализа и планирования.
Подлежит пересмотру круг задач, решаемых при анализе условий обеспечения объемов продаж. При этом необходимо не только констатировать складывающиеся закономерности и тенденции изменения цен и себестоимости, но и обеспечить выбор их развития в планируемом периоде.
При этом целесообразно учитывать как факторы, снижающие затраты на производство (снижение цен на материальные и топливно-энергетические ресурсы, цен на конечную продукцию конкурентов), так и факторы, их увеличивающие, - рост налогов, заработной платы, валютного курса и т.д.
Для этого целесообразно проводить расчет влияния снижения величины материальных затрат на себестоимость и прибыль по производимой продукции, возможной динамики цен на эту продукцию и т.д., обосновывать выбор направлений их изменения на планируемый период.
Работа должна быть построена следующим образом: выявление закономерностей в изменениях объемов продаж и использование обнаруженных тенденций при обосновании планов по производству и реализации продукции.
Выявление закономерностей изменения объемов продаж в натуральном и стоимостном выражении может быть осуществлено несколькими методами: на основе экспертных заключений специалистов маркетинговых служб; с применением методов корреляционного анализа; перенесением на планируемый период динамики ранее сложившегося изменения выручки от реализации.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (73), июль 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.