№ 1, январь 2010

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

Некоторые вопросы законодательства в области защиты прав потребителей

Рубрика «Юридическая консультация»

Н.А. ДУБИНСКИЙ, кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

В Республике Беларусь большинство предприятий негосударственной формы собственности и индивидуальных предпринимателей осуществляют предпринимательскую деятельность в области розничной торговли и оказания услуг населению. Это обусловлено тем, что коммерческая деятельность в данной области, как правило, не требует большого первоначального капитала, а скорость его оборота выше, чем в случае промышленного производства. Однако следует помнить, что данная деятельность сопряжена с необходимостью контакта с гражданами-потребителями. И, соответственно, ее эффективность часто напрямую зависит от соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей.

Следует отметить, что в области защиты прав потребителей приняты и действуют следующие нормативные правовые акты:

Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон № 90-З);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями; далее - постановление № 778);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» (с изменениями и дополнениями; далее - Правила № 384);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» (с изменениями и дополнениями; далее - Правила № 1590).

Рассмотрим основные положения вышеперечисленных документов на конкретных примерах.

Из обращения в редакцию

 Время работы магазина установлено с 8.00 до 21.00. Можно ли регулировать обслуживание посетителей, а именно продавать товары после 21.00, или ограничивать посещение магазина покупателями за некоторое время до закрытия магазина?

 

В соответствии с п. 4 Правил № 384 покупатели обслуживаются в установленное время работы продавца. При этом запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончанием времени работы продавца.

Таким образом, не допускается ограничивать посещение магазина покупателями за некоторое время до закрытия магазина. Однако за 10 минут до окончания времени работы продавец может предупредить покупателей о том, что время работы заканчивается и обслуживание покупателей прекращается.

Отметим, что этот же документ  позволяет прекращать вход покупателей в рестораны, кафе за 30 минут, а в другие торговые объекты общественного питания - за 15 минут до их закрытия.

При закрытии на обеденный перерыв и в конце рабочего дня касса прекращает работу в точном соответствии с установленным режимом работы продавца. В то же время все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, а в магазинах самообслуживания - отобранный товар, должны быть обслужены. Таким образом, в рассматриваемой ситуации допускается обслуживать после 21.00 только указанную категорию посетителей.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (79), январь 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.