Закупки — один из ключевых бизнес-процессов современного предприятия. Оптимизация расходов, связанных с закупкой материалов и услуг, позволяет предприятию повысить рентабельность.
Сфера деятельности по обеспечению предприятия (производителя или торговой компании) необходимыми видами материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется purchasing/procurement — закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в практике белорусских предприятий до сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением), на предприятиях оптовой торговли — товароснабжением. Однако в последние годы все больше отечественных предприятий эту область стали определять как закупочную логистику или логистику снабжения. В организационной структуре предприятий на место отделов материально-технического обеспечения пришли отделы снабжения (закупок).
ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ
В современном понимании закупочная логистика — это функциональная область логистики, отвечающая за эффективное и бесперебойное обеспечение предприятия материальными ресурсами. Целью логистики снабжения является построения эффективной системы снабжения на предприятии.
К основным задачам логистики закупок относятся:
-поиск и выбор поставщиков и номенклатуры поставляемой продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.);
-согласование цены и заключение договоров на поставку продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.);
-контроль за сроками поставки продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.);
-формирование стратегии приобретения продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.) и прогнозирование потребности в них;
-определение величины партии поставляемой продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.);
-входной контроль соответствия продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.) установленным требованиям и ее размещения на складе;
-организация расчетов за поставляемую продукцию (сырье, материалы, комплектующие изделия и др.);
-доведение продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.) до производственных подразделений;
-управление взаимоотношениями с поставщиками (инвестирование в расширение производства поставщика, сотрудничество в области инноваций, вовлечение стратегических поставщиков в ключевые бизнес-процессы).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (134), август 2014 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.