№ 2, февраль 2016

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год: приоритеты меняются

Рубрика «Новости. Статистика. Аналитика»

А.В. ПУРЫГИН, экономист

Президент Республики Беларусь 18 декабря 2015 г. подписал Указ № 504 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год» (далее — Указ № 504) и Указ № 505 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» (далее — Указ № 505). Эти документы содержат прогноз социально-экономического развития страны на 2016 год.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития пересмотрены

Параметры социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 г. определены исходя из необходимости:

  • обеспечения бездефицитного платежного баланса;
  • недопущения уменьшения золотовалютных резервов.
  • Согласно Указу № 504 действия Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь будут направлены в первую очередь на обеспечение макроэкономической сбалансированности. В число поставленных задач также входят:
  • рост и диверсификация экспорта товаров и услуг (особое внимание будет уделено увеличению объемов поставок продукции модернизированных отраслей на экспорт);
  • создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости трудовых ресурсов;
  • повышение эффективности использования государственного имущества.

К сведению

В целях повышения конкурентоспособности производимой продукции, улучшения платежеспособности и финансовой устойчивости реального сектора экономики Указом № 504 поручено Правительству Республики Беларусь обеспечить разработку организациями с преобладающей долей собственности государства в их имуществе детальных планов мер по снижению себестоимости производства товаров (работ, услуг).

Указом № 504 введена система ключевых показателей эффективности работы государственных органов. Для Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь в качестве таковых устанавливаются важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 г., состав которых претерпел небольшие изменения. Теперь в перечень указанных параметров не входят рентабельность продаж в промышленности, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилищного фонда с государственной поддержкой. Вместе с тем в их число был включен объем привлеченных прямых иностранных инвестиций на чистой основе.

В таблице приведен прогноз ключевых показателей эффективности работы Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь на 2016 г.

Советом Министров Республики Беларусь будут определены ключевые показатели эффективности работы руководителей министерств, концернов, облисполкомов, Минского горисполкома. Кроме того, Правительство Республики Беларусь совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом обеспечит внедрение системы таких показателей для хозяйственных обществ с преобладающей долей государственной собственности в их имуществе.

Согласно Указу № 504 ключевые показатели эффективности работы должны быть доведены до руководителей государственных органов, государственных предприятий и организаций с долей собственности государства в их имуществе 50 % и более в течение месяца. Не допускается доведение указанных показателей другим организациям.

Указом № 504 предусмотрена возможность изменения ключевых показателей.

Валовой внутренний продукт снижается

Согласно прогнозу валовой внутренний продукт в 2016 г. должен вырасти на 0,3 %. Вместе с тем на 2015 г. было предусмотрено увеличение валового внутреннего продукта на 0,2–0,7 %, однако он начал уменьшаться уже с января. К концу года не осталось шансов приблизиться к сформулированному на 2015 г. прогнозу. По статистическим данным, по итогам января–ноября 2015 г. уменьшение валового внутреннего продукта составило 3,9 %. В настоящий момент предпосылок для перехода экономики из состояния рецессии к положительной динамике показателей роста также не имеется.

Реальные располагаемые доходы населения падают

Прогнозируется, что в 2016 г. реальные располагаемые доходы населения Республики Беларусь должны возрасти на 0,5 %. В 2015 г. прирост реальных располагаемых денежных доходов населения должен был составить 1,1–1,5 %, однако фактически за период с января по октябрь они снизились на 5,4 %. Это было обусловлено относительно жесткой денежно-кредитной политикой Национального банка Республики Беларусь, девальвацией белорусского рубля и общим ухудшением положения в экономике. Не следует исключать, что в случае сохранения текущих тенденций сокращение реальных располагаемых доходов населения продолжится и в 2016 г.

Инфляция в пределах плана

Так же, как и в прогнозе на 2015 г., инфляция на 2016 г. запланирована в пределах 12 %. Существует большая доля вероятности, что этот прогноз будет выполнен. При сохранении жесткой денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь и отсутствии мер, направленных на стимулирование внутреннего спроса, он выглядит достаточно реалистичным.

Рост производительности труда не ожидается

Прогнозный показатель роста производительности труда по валовому внутреннему продукту на 2016 г. остался на уровне нижнего значения прогноза на 2015 г. — 1,5 %. Однако по итогам 11 месяцев 2015 г. указанный показатель снизился на 2,5 % за счет более быстрого уменьшения валового внутреннего продукта по сравнению с численностью занятых в экономике. При снижении валового внутреннего продукта в октябре 2015 г. по отношению к октябрю 2014 г. на 3,9 % количество занятых в экономике Республики Беларусь сократилось на 1,5 %. Прогнозный показатель по производительности труда на 2016 г. может быть выполнен при условии, что уменьшение численности занятых во всех сферах народного хозяйства ускорится.

Возможно увеличение экспорта товаров и услуг

Согласно прогнозу в 2016 г. предусмотрен рост экспорта товаров и услуг на уровне 103,5 % к 2015 г. На 2015 г. прогнозировалось уменьшение данного показателя по итогам года на 3,6–4,0 %. За 10 месяцев 2015 г. он снизился на 24,8 %.

Выполнение прогноза на 2016 г. вполне возможно, однако поскольку оно будет зависеть от внешней конъюнктуры, результат сложно точно предсказать.

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами

Сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2016 г. запланировано отрицательным в размере 0,2–0,4 % к валовому внутреннему продукту. По итогам января–сентября 2015 г. оно является положительным, находится на уровне 2,9 % к валовому внутреннему продукту и, вероятно, таким и останется, несмотря на негативные тенденции последних месяцев. Прогноз по сальдо внешней торговли товарами и услугами на 2016 г. следующий: оно будет отрицательным и составит 3,3–3,5 % к валовому внутреннему продукту.

Прямые иностранные инвестиции сохраняются на прежнем уровне

Одним из приоритетных для повышения эффективности социально-экономического развития Республики Беларусь является показатель прямых иностранных инвестиций на чистой основе, которые запланированы на 2016 г. на уровне 1,35 млрд долл. США. За 9 месяцев 2015 г. поступление прямых иностранных инвестиций на чистой основе составило 1,5 млрд долл. США.

Денежно-кредитная политика не меняется

В Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год, утвержденных Указом № 504 (далее — Основные направления), основной целью денежно-кредитной политики названо снижение инфляции до 12 %.

Национальный банк Республики Беларусь намерен сохранять контроль над денежным предложением. Согласно прогнозу прирост средней широкой денежной массы ожидается на уровне 18 % +/– 2 процентных пункта (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.). Как отмечается в Основных направлениях, курсовая политика будет предусматривать минимизацию валютных интервенций Национального банка Республики Беларусь. При этом операционным ориентиром курсовой политики по-прежнему будет являться стоимость корзины иностранных валют.

На заметку

В условиях превышения предложения валюты над спросом на нее в целях недопущения ухудшения ценовой конкурентоспособности белорусских экспортеров Национальный банк Республики Беларусь сохранит за собой возможность сдерживать укрепление белорусского рубля за счет покупки иностранной валюты.

Регулирование ликвидности в банковской системе будет происходить в плановом режиме на аукционной основе с учетом необходимости выполнения операционной цели по рублевой денежной базе, однако возможность проведения внеплановых аукционов не исключается.

Согласно Основным направлениям дополнительные возможности регулирования ликвидности предоставляются банкам постоянно доступными инструментами Национального банка Республики Беларусь (своп овернайт и депозит овернайт), процентные ставки по которым образуют верхнюю и нижнюю границы, призванные ограничивать колебания процентной ставки межбанковского рынка. В качестве вспомогательных возможно проведение двусторонних операций поддержки ликвидности банков Национальным банком Республики Беларусь как кредитором последней инстанции.

Обратите внимание

Процентная политика будет направлена на поддержание процентных ставок в экономике на положительном уровне в реальном выражении.

Стоимость кредитных ресурсов будет снижаться по мере замедления инфляции.

Предусматривается, что размер международных резервных активов останется на уровне начала 2016 г. либо увеличится за год на 0,3 млрд долл. США. Динамика международных резервных активов будет определяться динамикой внешней торговли.

Достаточность нормативного капитала банковского сектора предполагается поддерживать на уровне не менее 12 %, при этом ожидается повышение требований:

  • к качеству капитала банков и надежности источников его формирования;
  • учредителям (акционерам), иным бенефициарным собственникам и структуре собственности банков.
  • При осуществлении банковского надзора повышенное внимание станет уделяться оценке качества корпоративного управления (в т. ч. работы независимых директоров) и системы управления рисками, продолжат совершенствоваться методы оценки уровня рисков банков.
  • Для повышения качества управления капиталом и ликвидностью будут внедрены международные стандарты Базель III в части капитала и продолжится внедрение стандартов Базель III в части ликвидности.
  • Предусмотрен ряд мероприятий в сфере развития финансовых рынков, платежной системы, международного сотрудничества.

Развитие экспорта — основной вектор внешней политики

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2016 № 28/2 «Об утверждении комплекса мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности» определен совместный план действий на 2016 г. Особое внимание в 2016 г. страна будет уделять расширению экспорта. Республика Беларусь продолжит переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию.

В планах законодателей сделать законодательство в сфере внешней торговли более лояльным. Кроме того, в 2016 г. в Республике Беларусь предполагается внедрить механизм «единого окна» в управлении внешней торговлей и сократить количество документов, которые необходимо оформлять для совершения внешнеторговых операций.

В сфере внешней экономики и интеграционной политики предусмотрены утверждение Национальной программы поддержки и развития экспорта Беларуси на 2016−2020 годы, разработка плана поддержки белорусских экспортеров и реализация решений Евразийского межправительственного совета по совместному развитию экспорта на рынки стран третьего мира.

Как и раньше, будет поддерживаться малый и средний бизнес, а субъекты предпринимательства станут помогать строительству и функционированию объектов инфраструктуры экономики Республики Беларусь.

В планах разработка проекта государственной программы «Энергосбережение» на грядущую пятилетку и программы развития Белорусской энергетической системы до 2020 года, которая предусматривает строительство объектов инженерной инфраструктуры Белорусской АЭС в Островце, развитие Китайско-Белорусского индустриального парка и реализацию других совместных инвестиционных проектов с Китаем.

Выводы

1. Перечень параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 г. не содержит рентабельность продаж в промышленности, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилищного фонда с государственной поддержкой. Новый показатель — объем привлеченных прямых иностранных инвестиций на чистой основе.

2. Основной целью денежно-кредитной политики в 2016 г. будет снижение инфляции до 12 %. Экономику планируется вывести из рецессии и достигнуть небольшого стабильного роста, что может быть сложнореализуемым с учетом неопределенных перспектив развития ситуации на российском рынке, от которого во многом зависит белорусская экономика.

3. В денежно-кредитной сфере будет сохраняться контроль Национального банка Республики Беларусь над денежным предложением и ставками по депозитам для населения. Можно ожидать его ужесточения.

4. Реализация мер по обеспечению макроэкономической стабильности позволит снизить влияние неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и обеспечить устойчивое экономическое развитие Республики Беларусь.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (152), февраль 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.