В соответствии с нормами действующего законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю (далее — оптовые организации), являются субъектами ценообразования (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»; в ред. от 11.07.2014, далее — Закон № 255-З).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (в ред. от 13.07.2016) субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю, организуют хранение и переработку товаров, формируют их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для обеспечения населения разнообразными товарами, оказывают информационные, транспортные и иные услуги, связанные с продажей товаров. Требования к осуществлению оптовой торговли устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Существуют две основные формы оптовой торговли: транзитная и складская. Выбор одной из них зависит от конкретного товара, его положения на рынке (спроса, насыщенности рынка), условий сделки оптовой организации с продавцом.
При транзитной форме торговли товары доставляют от производителей (импортеров) непосредственно в розничную торговую сеть или другой оптовой организации (более мелкой или находящейся в другом городе), минуя склад оптовой организации — посредника. Так обычно поступают, если не нужна дополнительная подготовка товаров, направленная на их улучшение и (или) придание дополнительных потребительских качеств (фасовка, переборка и др.). В этом случае оптовая организация — посредник не имеет достаточных возможностей для упорядочения ассортимента реализуемых товаров по их видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам.
Данная форма торговли имеет следующие преимущества:
- ускоряется оборот;
- снижаются логистические издержки;
- проще обеспечить сохранность товаров.
При складской форме торговли партия товара поступает от производителя на склад оптовой организации, а затем по разным сбытовым каналам — в организации, осуществляющие розничную торговлю. У нее имеются следующие преимущества:
- лучше удовлетворяется потребность торговли в предпродажной подготовке товаров;
- поступление продукции в магазины становится более ритмичным и может осуществляться в т. ч. малыми партиями;
- возможно формирование товарного ассортимента, необходимого каждому конкретному магазину.
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН НА ТОВАРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ОПТОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В Республике Беларусь применяются свободные цены на товары, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 255-З (ст. 6 Закона № 255-З). Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в ред. от 03.06.2016; далее — Перечень № 72 и Указ № 72 соответственно).
Порядок установления и применения цен на товары, включенные в Перечень № 72, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (в ред. от 15.03.2012; далее — Инструкция № 111). Действие Инструкции № 111 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларусь, к которым относятся и оптовые организации.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (163), январь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.