№ 2, февраль 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

О новых правилах регулирования закупок при строительстве в 2017 году

Рубрика «Юридическая консультация»

М.В. Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

С 1 января 2017 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380), который отменил действовавший до этого Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ № 591) и внес ряд изменений в порядок выбора процедур закупок, осуществляемых в строительной сфере.

В частности, Указом № 380 конкретизировано (по сравнению с Указом № 591), какие виды работ относятся к строительству. Это возведение, реконструкция, ремонт, реставрация, благоустройство и снос объектов. Как можно увидеть, к строительству теперь отнесен не только капитальный ремонт объектов, но и иные его виды, в т. ч. текущий.

ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Указом № 380 определен перечень процедур, применяемых для закупки работ, услуг и товаров при строительстве.

Как и прежде, закупки работ, услуг при строительстве должны осуществляться путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом № 380. При этом данным Указом несколько расширен перечень процедур, применяемых при закупках товаров. Они должны осуществляться посредством проведения торгов, переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах, за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.

Следует напомнить о том, что и ранее в ряде случаев для закупок товаров при строительстве использовались биржевые торги. Несмотря то, что, в отличие от Указа № 380, в Указе № 591 данная процедура не упоминается, соответствующая норма имеется в п. 49 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (в ред. от 29.12.2016).

Обратите внимание

Как уже упоминалось, установленный Указом № 380 перечень процедур, применяемых для закупки работ, услуг и товаров при строительстве, содержит исключение в виде централизованных государственных закупок медицинских изделий, которые должны осуществляться в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.

В 2016 г. такой порядок применялся при осуществлении любых государственных закупок товаров, работ и услуг (т. е. закупок, производившихся полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов их получателями), в т. ч. для строительства.

ЗАКУПКА ТОВАРОВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА

Указ № 380 содержит определение понятия закупки товаров при строительстве. В соответствии с примечанием к нему под такой закупкой понимается приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами.

Таким образом, в отличие от Указа № 591, Указом № 380 напрямую установлено, что закупка товаров для текущего ремонта, осуществляемая на основании дефектного акта, также относится к закупкам товаров для строительства и должна осуществляться в соответствии с нормами данного Указа.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЯДА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Подпунктом 1.3 Указа № 380 определено, что при проведении закупок при строительстве не применяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» (в ред. от 28.02.2014). В частности, снят запрет на установление и взимание с участников конкурса платы за организацию, проведение либо участие в конкурсе, в т. ч. за подачу заявки на участие в нем и представление документации, необходимой для его проведения.

Тем же подпунктом Указа № 380 предписано не применять при закупках в строительстве ст. 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 18.07.2016). Это означает, что теперь разрешено участие в процедурах закупок при строительстве:

- организатора проводимых процедур закупок;

- его учредителей, участников, собственников имущества;

- дочернего унитарного предприятия, дочернего или зависимого хозяйственного общества, обособленного структурного подразделения (филиала) организатора процедур закупок;

-юридических лиц, находящихся в процессе реорганизации;

- юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), находящихся в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в т. ч. признанных в установленном порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридических лиц, находящихся в процедуре санации, и др.

При этом подп. 1.9 Указа № 380 установлен запрет на участие в процедурах закупок субъектов предпринимательской деятельности, включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

ПОРЯДОК ВЫБОРА ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Указом № 380 внесен ряд изменений в порядок выбора процедур закупок, применяемых при строительстве.

Обратите внимание 

Указом № 380 определено, что обязательным является проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве жилых домов со стоимостью строительства 6000 базовых величин и более вне зависимости от источника финансирования такого строительства.

Как и ранее, обязательным является проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве объектов, финансирование строительства которых осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т. ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, со стоимостью 6000 базовых величин и более.

Несколько изменился порядок выбора процедуры закупки при заключении договоров о строительстве объектов, финансирование которых осуществляется без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств.

Так, в соответствии с абз. 5 подп. 1.4 Указа № 380 проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве таких объектов является обязательным только в том случае, когда оно финансируется полностью или частично за счет средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, и стоимость строительства составляет 100 тыс. базовых величин и более.

Указом № 380 упразднена обязанность по проведению подрядных торгов при строительстве объектов, полностью финансируемом за счет средств негосударственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых не находятся в государственной собственности. Однако это не означает, что в таком случае заключение договоров может осуществляться без проведения процедур закупок.

Как уже говорилось ранее, в соответствии с подп. 1.1 Указа № 380 закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований данного Указа путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено законодательством.

Таким образом, отмена обязанности по проведению подрядных торгов не влечет отмены обязанности по проведению процедур закупок, предусмотренных Указом № 380, а означает лишь то, что негосударственным организациям и хозяйственным обществам, акции (доли в уставном фонде) которых не находятся в государственной собственности, предоставлено право применить процедуру переговоров вместо процедуры подрядных торгов.

При строительстве объектов, для заключения договоров о строительстве которых обязательным является проведение подрядных торгов в соответствии с подп. 1.4 Указа № 380, обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов (в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах[1]), если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства заказов:

  • на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
  • выполнение проектных и изыскательских работ;
  • закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3000 базовых величин и более;
  • оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3000 базовых величин и более.

СЛУЧАИ, В КОТОРЫХ ПРОВЕДЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ, ТОРГОВ ИЛИ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

Подпунктом 1.6 Указа № 380 несколько расширен перечень случаев, в которых не обязательно проводить подрядные торги, торги или биржевые торги (см. схему). Во всех этих случаях закупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР

Подпунктом 1.8 Указа № 380 определен ряд случаев, когда закупки в строительстве могут осуществляться вообще без проведения процедур, установленных данным Указом. Так, без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве согласно Указу № 380 и процедур государственных закупок в соответствии с законодательством о них предоставлено право определять:

1.      генеральную подрядную организацию при строительстве жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, осуществляющую строительство жилых домов из указанных конструкций собственного производства, если такое строительство обусловлено требованиями разработанной в установленном порядке градостроительной документации, — в решении местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного участка;

2.     генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, инженера (инженерную организацию) при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы, — Совету Министров Республики Беларусь;

3.     генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, субподрядные проектные, строительные и иные организации при заключении договоров о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства таких объектов в соответствии с перечнем объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, — Совету Министров Республики Беларусь;

4.     специализированные организации, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, при проведении работ по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территориях населенных пунктов, в отношении которых принимались решения об отселении, — Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Кроме того, подп. 1.11 Указа № 380 установлено, что его требования не применяются при строительстве:

·   одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

·  объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;

·  газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, строительство которых полностью финансируется за счет их средств.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПОПРАВКИ

Подпунктом 1.10 Указа № 380 Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур товаров (работ, услуг) собственного производства, а также товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

СРОК ДЕЙСТВИЯ УКАЗА № 380

Действие норм Указа № 380 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 1 января 2017 г.

При этом процедура закупки товаров (работ, услуг) при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2017 г.

Сам Указ № 380 будет действовать до 1 января 2019 г.

 

[1] Перечень таких товаров в настоящее время определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (в ред. от 16.12.2016).

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 2 (164), февраль 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.