№ 3, март 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Особенности ценообразования при реализации товаров на условиях предоставления оптовой скидки

Рубрика «Ценообразование»

Г.И. Кевра, кандидат экономических наук, доцент БГТУ

Нормами национального законодательства организациям-производителям (импортерам) предоставлено право при реализации товаров, в отношении которых производится государственное регулирование цен, предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон (ч. 3 п. 10 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111; далее — Инструкция № 111). Различают простую оптовую скидку и накопительную (кумулятивную).

Простая оптовая скидка— скидка, устанавливаемая за разовый объем закупки, которая призвана стимулировать приобретение товара большими партиями.

Накопительная оптовая скидка (кумулятивная) – скидка, устанавливаемая в случае превышения суммарной величины закупок разных по объему партий товара за определенный период времени.

Экономическая сущность предоставления оптовых скидок — установление поставщиками товаров (организациями-импортерами и производителями) единых отпускных цен для оптовых организаций, по которым они обязаны продавать товар в розничную торговую сеть республики или другим конечным потребителям, без взимания оптовой надбавки. При этом суммы предоставленных поставщиками оптовых скидок с установленных отпускных цен остаются в распоряжении оптовых организаций и являются источником для покрытия расходов по оптовой деятельности, связанных с реализацией товаров, и получения прибыли от осуществления этой деятельности.

Единая отпускная цена для оптовых организаций может устанавливаться импортерами (производителями) с целью заинтересовать розничные организации в приобретении товара, т. к. в этом случае вся сумма применяемой торговой надбавки остается в распоряжении розничной организации, приобретающей товар у оптовой организации. Так, согласно законодательству о ценообразовании дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, производится оптовыми организациями по единым отпускным ценам, установленным производителем (импортером), без применения оптовой надбавки (ч. 3 п. 10 Инструкции № 111), т. е. размер торговой надбавки организации розничной торговли не уменьшается на сумму оптовой надбавки, взимаемой оптовой организацией.

При предоставлении оптовых скидок наличие порядка применения скидок (иного документа, регулирующего их предоставление) не требуется. В этом случае условия предоставления и размер оптовой скидки определяются с учетом рыночных факторов: величины спроса на данное наименование товара (его потребления) на в конкретный период времени; сезонных колебаний спроса и предложения на рынке; оптимального размера заказа по конкретному наименованию товара; транспортных и связанных с ними расходов (оформление документов, погрузка, разгрузка) на выполнение одного заказа по нему и др. Эти факторы оговариваются в договоре купли-продажи (поставки). Также при предоставлении оптовой скидки необходимо учитывать то, что нижний предел предоставляемой скидки должен обеспечивать безубыточную реализацию товара.

При этом реализация товаров на условиях предоставления оптовой скидки в обязательном порядке должна осуществляться организациями-продавцами на основании договоров купли-продажи (поставки) с указанием в них цели их последующего использования организациями-покупателями. То есть при составлении договоров и заполнении товаросопроводительных документов обязательно необходимо указывать цель приобретения товара (для осуществления розничной торговли или для собственного производства и (или) потребления).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (165), март 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.