№ 7, июль 2017

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Алгоритм преобразования госпредприятия в открытое акционерное общество

Рубрика «Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления»

А.П. Смольский, кандидат экономических наук, доцент, судебный эксперт

Многие ли предприятия, являющиеся в настоящее время государственными, останутся таковыми в ближайшем будущем? Поспешный ответ на этот вопрос, исходя из известного отношения государства к приватизации, будет неверным. Да, передача государственной собственности в частные руки, вероятно, так и останется медленной, но процесс изменения организационно-правовой формы государственных предприятий, их преобразования в открытые акционерные общества будет только ускоряться. Это обусловлено уменьшением возможностей государства по финансированию предприятий, стремлением адаптировать их к рыночным условиям хозяйствования. В этой статье рассказано, как правильно провести такое преобразование.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Проведение преобразования государственных унитарных предприятий (далее — УП) в открытые акционерные общества (далее — ОАО) урегулировано несколькими нормативными правовыми актами.

Законом Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (в ред. от 16.07.2010; далее — Закон № 2103-XII) определены:

· единая государственная политика в области преобразования государственных УП в ОАО (ст. 5);

· полномочия Президента Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления (ст. 6–9);

· подходы к планированию деятельности в этой сфере (ст. 10);

· порядок преобразования государственных УП в ОАО (ст. 25).

Необходимо отметить, что данный Закон действует с учетом особенностей, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (в ред. от 18.07.2016; далее — Декрет № 3). В частности, подп. 1.13-1 Декрета № 3 установлено, что приватизация государственного имущества осуществляется без формирования планов приватизации, предусмотренных Законом № 2103-XII, хотя в положения данного Закона, регулирующие преобразование государственных УП в ОАО, Декретом № 3 никаких изменений и дополнений не внесено.

В связи с необходимостью выполнения норм Закона № 2103-XII п. 100 комплекса мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 № 18, предусмотрена разработка проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь, которое должно изменить порядок подготовки решений по акционированию республиканских УП с преобразованием в ОАО, сделав ее централизованной.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7 (169), июль 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.