№ 11, ноябрь 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Порядок расчета и пересмотра отпускных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую юридическим лицам предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Минской области (начало)

Рубрика «Ценообразование»

ШКУТОВА Р.В.

Данная статья написана на примере предприятий ЖКХ Минской области, однако она интересна и актуальна для всех предприятий ЖКХ Республики Беларусь.

Общие положения

Отпускные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую юридическим лицам предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, разрабатываются на основании:

              постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 г. № 329 «О формировании цен на коммунальные услуги для юридических лиц»;

              Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43, с последующими изменениями и дополнениями;

              Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300, с последующими изменениями и дополнениями;

              Методических рекомендаций по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12 ноября 1999 г. № 160;

              постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 1998 г. № 429 «Об индексации цен (тарифов) на коммунальные услуги для юридических лиц»;

              Методики индексации цен (тарифов) на оказываемые юридическим лицам услуги по водо-, теплоснабжению, канализации, утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 17 апреля 1998 г. № 06/02-177;

              совместного письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Комитета цен при Министерстве экономики Республики Беларусь от 11 мая 1999 г. № 06/02-186 и № 27-07-08/585 «О применении Методики индексации цен (тарифов) на оказываемые юридическим лицам услуги по водо-, теплоснабжению, канализации»;

              письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24 января 2000 г. № 07-16/13;

              Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями;

              Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год»;

              Закона Республики Беларусь от 10 октября 1999 г. № 255-З «О ценообразовании»;

              постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» с последующими изменениями и дополнениями;

              Методологии расчета свободных тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными местных Советов и отпускаемую предприятиям, учреждениям и организациям», утвержденной МОГКА «Коммунальник» 23 августа 1995 г. № 01/09-477 и согласованной с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь письмом от 22 августа 1995 г. № 06/02-198;

              решения Минского облисполкома от 27 января 2003 г. № 45 «О порядке регулирования цен (тарифов), надбавок на товары (работы, услуги) для местного потребления»;

              законодательных и нормативных актов по налогам и сборам.

Тарифы на тепловую энергию для юридических лиц утверждаются на областном уровне. При утверждении тарифа одновременно утверждается удельный вес затрат на природный газ и электроэнергию в составе расходов на производство тепловой энергии, необходимый для последующей индексации тарифа в связи с изменением курса белорусского рубля по отношению к доллару США.

Для утверждения тарифов на тепловую энергию в Управление антимонопольной и ценовой политики Миноблисполкома предоставляются следующие материалы:

              сопроводительное письмо;

              пояснительная записка;

              проекты тарифов на тепловую энергию, отпускаемую юридическим лицам;

              расшифровка статей затрат (экономическое обоснование статей затрат плановой калькуляции себестоимости тепловой энергии собственной выработки);

              отчетная калькуляция себестоимости тепловой энергии собственной выработки за предыдущий период;

              нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на производство теплоэнергии, утвержденные на проектируемый период в установленном порядке.

При представлении материалов на утверждение тарифа в пояснительной записке должна содержаться следующая информация:

1.      Краткая характеристика предприятия.

2.      Количество котельных (в т.ч. принятые за отчетный период), их балансовая стоимость, численность работающих, средняя зарплата одного работающего за последний месяц, среднемесячная зарплата на планируемый период.

3.      Виды и поставщики топлива, цены на него, динамика цен за отчетный период.

4.      Нормы расхода топлива и электроэнергии, когда и кем утверждены.

5.      Экономические показатели работы котельных за отчетный период: натуральные показатели, доходы, расходы, субсидии из бюджета, результат финансирования, процент рентабельности (убыточности), причины убыточности.

6.      Факторы, вызывающие необходимость пересмотра тарифа (изменение общих экономических условий: цен на энергоресурсы и топливо, налогового законодательства, заработной платы и т.д., структуры потребителей тепловой энергии).

7.      Сопоставление и анализ отчетных и проектируемых показателей калькуляции себестоимости тепловой энергии собственной выработки.

8.      Сопоставление тарифов на тепловую энергию, реализуемую юридическим лицам от собственных источников и от источников предприятий ЖКХ других регионов.

 

Порядок расчета тарифа на тепловую энергию, отпускаемую юридическим лицам

Учитывая сезонность производства и отпуска тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию, устанавливаемые с начала года для юридических лиц, рассчитываются на основе годовых плановых технико-экономических показателей.

На все теплоисточники по предприятию устанавливаются единые тарифы по группам потребителей (юридическим лицам).

Согласно п. 2.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 г. № 329 «О формировании цен на коммунальные услуги для юридических лиц» в тарифы на услуги по теплоснабжению для юридических лиц, кроме затрат на их оказание, установленных действующим законодательством налогов и неналоговых платежей, рентабельности в пределах установленного норматива, включаются также затраты, связанные с предоставлением указанных услуг по льготным тарифам населению, не покрываемые тарифами и другими источниками, с учетом их рентабельности в пределах установленного норматива.

Решением Минского облисполкома от 27 января 2003 г. № 45 «О порядке регулирования цен (тарифов), надбавок на товары (работы, услуги) для местного потребления» для предприятий ЖКХ установлена рентабельность отпуска тепловой энергии населению и юридическим лицам:

              бюджетным организациям, организациям системы ЖКХ — 10 %;

              прочим предприятиям — 15 %.

Фактический размер рентабельности услуг по теплоснабжению исчисляется нарастающим итогом и не должен превышать в целом за год установленного предельного ее уровня. В соответствии с п. 2.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 г. № 329 «О формировании цен на коммунальные услуги для юридических лиц» превышение фактического размера рентабельности услуг по водо- и теплоснабжению, канализации и санитарной очистке, оказываемых предприятиями ЖКХ юридическим лицам, против установленного предельного ее уровня допускается в связи со снижением себестоимости указанных услуг, достигнутым в результате внедрения прогрессивных технологий и оборудования за счет выделенных из государственного бюджета и из других источников средств, в период окупаемости этих инвестиций.

Фактическая рентабельность определяется с учетом субсидий из бюджета.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 11 (17), ноябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.