№ 8, август 2004

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Анализ себестоимости продукции

Рубрика «Планирование и анализ хозяйственной деятельности»

ЛЕШКО ВАЛЕНТИНА

Новая страница 1

Анализ — это оценка учетной и другой экономической информации путем изучения реально существующих связей между показателями. Анализ себестоимости продукции позволяет определить тенденции данного показателя, выявить факторы, обуславливающие его уровень, и на этой основе разработать действенные меры по снижению затрат на производство.

Основные этапы анализа могут быть представлены следующим образом:

1.      Анализ динамики величины и структуры издержек производства.

2.      Анализ затрат на рубль товарной продукции.

3.      Анализ производственной программы.

4.      Анализ прямых материальных затрат.

5.      Анализ трудовых затрат.

6.      Анализ накладных расходов.

Рассмотрим данные составляющие более подробно.

 

1. Анализ динамики величины и структуры издержек производства

Первым этапом анализа является сравнение общих фактических затрат с плановыми затратами и (или) затратами базисного (предыдущего) периода.

Общая сумма затрат может увеличиться или снизиться в результате изменения:

       объема выпуска продукции;

       структуры изготавливаемой продукции;

       уровня переменных затрат на единицу продукции;

       величины постоянных затрат.

Степень влияния вышеприведенных отдельных факторов на величину общих затрат определяется при помощи метода цепных подстановок. Суть данного метода заключается в последовательной замене базисной величины одних факторов предыдущего периода фактической величиной данных показателей текущего периода (табл. 1).

Таблица 1

Применение метода цепных подстановок для оценки влияния отдельных факторов на величину общих затрат

Затраты

Факторы изменения затрат

Объем выпуска продукции (V)

Структура продукции (СП)

Перемен-ные затраты

(ПРЗ)

Постоянные затраты

(ПЗ)

По плану на плановый выпуск продукции (Зпл.)

План

План

План

План

По плану, пересчитанные на фактический объем производства (ЗУСЛ.1)

Факт

План

План

План

По плановому уровню, пересчитанные на фактический выпуск продукции (З УСЛ.2)

Факт

Факт

План

План

Фактические при плановом уровне постоянных затрат (З УСЛ.3)

Факт

Факт

Факт

План

Фактические (Зф)

Факт

Факт

Факт

Факт

 

Общее изменение себестоимости продукции можно представить следующим образом: DЗобщ. = Зф − З пл. .

Оно происходит за счет следующих изменений:

             объема производства продукции: DЗV = Зусл.1 − Зпл.;

             структуры выпускаемой продукции: DЗСП = Зусл.2 − Зусл.1;

             уровня переменных затрат на единицу продукции: DЗПРЗ = З усл.3 − З усл.2;

             величины постоянных затрат: DЗПЗ = Зф − З усл.3.

Затем необходимо рассчитать структуру затрат.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (14), август 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.