Планирование себестоимости является одним из основных этапов формирования экономически обоснованных тарифов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), позволяющим отказаться от воспроизводства фактических (часто нерациональных) затрат.
Формирование плановой себестоимости осуществляется водопроводно-канализационными предприятиями, которые представляют в регулирующий орган разработанный ими экономически обоснованный тариф. В основу формирования тарифа заложено определение экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение затрат водопроводно-канализационного хозяйства.
Плановые затраты по каждой статье себестоимости определяются на основе анализа фактических затрат и их изменения в планируемом периоде путем:
❑ оценки рациональности затрат;
❑ учета влияния на величину удельных затрат сокращения объемов реализации услуг при проведении мер по ресурсосбережению, установке приборов учета;
❑ учета дополнительных затрат для повышения качества, надежности и экологической безопасности обслуживания.
При планировании себестоимости, в частности при расчете затрат по каждой ее статье, должны учитываться две группы факторов, действующие в противоположных направлениях:
❑ понижающие величину себестоимости (реализация антизатратного механизма, мероприятий по ресурсосбережению, совершенствование технологии, организации производства и управления и др.);
❑ повышающие величину себестоимости (индексы изменения цен, определяющие уровень инфляции, а также внедрение технологических процессов, повышающих качество обслуживания).
Кроме того, необходимо учитывать повышение себестоимости за счет увеличения доли условно-постоянных затрат при сокращении удельного потребления услуг в условиях реализации ресурсосберегающих мероприятий.
Формирование тарифов на услуги водоснабжения и канализации осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:
❑ Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43, с последующими изменениями и дополнениями, которым предусмотрено формирование отпускных тарифов на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налоговых и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли.
❑ Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь № 19-12/397 от 26 января 1998 г., Министерством статистики и анализа Республики Беларусь № 01-21/8 от 30 января 1998 г., Министерством финансов Республики Беларусь № 3 от 30 января 1998 г. и Министерством труда Республики Беларусь № 03-02-07/300 от 30 января 1998 г., с последующими изменениями и дополнениями.
❑ Отраслевыми методическими рекомендациями по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12 ноября 1999 г. № 160 (далее — Рекомендации).
❑ Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1997 г. № 329 «О формировании цен на коммунальные услуги для юридических лиц» (далее — Постановление). В цены (тарифы) на коммунальные услуги для юридических лиц, кроме затрат, зависящих от объемов оказываемых услуг, включаются установленные действующим законодательством налоги и неналоговые платежи при уровне рентабельности не выше 30 %, а также затраты, связанные с предоставлением населению указанных услуг по льготным тарифам, не покрываемые тарифами и другими источниками, с учетом их рентабельности не выше 15 %.
❑ Положением о порядке формирования цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги с учетом отраслевых особенностей, утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 15/119/88, с последующими изменениями и дополнениями.
❑ Решениями облисполкомов и Минского горисполкома об установлении предельных нормативов рентабельности при оказании услуг населению и юридическим лицам.
Учитывая колебания объемов услуг по водоснабжению и канализации в разные периоды года, сезонные и разовые затраты, а также то, что контроль за размером рентабельности в пределах установленного уровня осуществляется нарастающим итогом в целом за год (п. 2.2 Постановления), тарифы для юридических лиц рекомендуется рассчитывать и представлять в органы ценообразования на базе показателей определенного временного периода (года, квартала и т.д.).
Формированию тарифов предшествует разработка производственной программы предприятия, в которой отражается востребованный объем производства и реализации услуг. Производственная программа включает показатели оказания услуг по группам потребителей, отнесение которых к той или иной группе производится по признаку однотипности применяемых при расчетах тарифов: население, организации и учреждения бюджетной сферы, прочие юридические лица, а также расходом воды на собственные нужды и технологическими потерями.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9 (15), сентябрь 2004 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.