№ 1, январь 2005

Выберите номер:

Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления о новых горячих линиях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»
Rating All.BY

О некоторых вопросах уценки товаров (продукции)

Рубрика «Ценообразование»

ТЕРЕНТЬЕВА НИНА

В связи с большими запасами товаров (продукции) у предприятия нередко возникает необходимость произвести их уценку.

Если такая ситуация сложилась в отношении товаров собственного производства, то законодательством о ценообразовании определены нормы, дающие право субъектам хозяйствования самостоятельно определять уровень отпускных цен, отвечающий конъюнктуре рынка и дающий возможность реализовать произведенные товары. Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» на товары (работы, услуги) применяются свободные цены (тарифы) за исключением тех, которые входят в сферу государственного регулирования. В соответствии с указанным Законом постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 с последующими изменениями и дополнениями утверждено Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов (далее — Положение), согласно которому отпускные цены формируются субъектами хозяйствования исходя из затрат на их производство, установленных законодательством налогов и неналоговых платежей, прибыли, конъюнктуры рынка. При этом произведенные товары, независимо от сроков изготовления, реализуются по ценам, утвержденным на момент продажи.

Таким образом, субъекты хозяйствования реализуют произведенные товары по отпускным ценам, устанавливаемым самостоятельно в зависимости от спроса. Решение о реализации произведенных товаров по ценам ниже себестоимости должно быть взвешенным и приниматься субъектом хозяйствования на основании маркетинговых исследований рынка, заявок и отказов торгующих организаций, проведения мероприятий по модернизации производства, анализа финансового состояния организации и т.п.

В соответствии с Положением снижение цен в розничной торговой сети на товары, не пользующиеся спросом, с истекающими сроками хранения, имеющие сезонный характер, осуществляется за счет уменьшения или отмены торговой надбавки. При невозможности реализации товаров торговыми организациями за счет уменьшения или отмены торговой надбавки снижение цен может осуществляться на условиях, предусмотренных договором. При согласовании конечных розничных цен уценка производится за счет изготовителя и торгового предприятия с распределением сумм уценки по соглашению сторон, а при недостижении соглашения — поровну.

При необходимости снижения цен субъекты хозяйствования могут воспользоваться Порядком проведения снижения цен на товары с истекающими сроками реализации и пользующихся ограниченным спросом у населения, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 5 сентября 1996 г. № 34. Так как указанный порядок предусматривает выявление товаров с истекающими сроками реализации и пользующихся ограниченным спросом как в торговых предприятиях, так и в остатках на предприятиях-изготовителях и снижение цен на них в торговле и в промышленности, с проведением распродажи и последующим частичным возмещением сумм уценки за счет средств промышленности, необходима координация действий торговых предприятий с предприятиями-изготовителями.

 

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (19), январь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.