№ 12, декабрь 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Планово-экономический отдел» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Отдел кадров»
  • Журнал «Экология на предприятии»

Особенности ценообразования на предприятиях — изготовителях товаров (продукции, услуг).

Рубрика «Ценообразование»

АЛЕКСЕЙ ПУРЫГИН

Субъекты хозяйствования на производимую ими продукцию (работы, услуги) формируют отпускную цену на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка (подп. 2.1 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение)).

При формировании отпускных цен на товары (продукцию и услуги) предприятия-изготовители должны производить планирование отдельных статей затрат на основании произведенных расходов в прошлых периодах, а также на основании норм расходов, действующих на предприятии (в отрасли), плана расходов по отдельным статьям затрат с учетом следующего перечня минимально необходимых требований — планово-экономических расчетов для целей ценообразования.

1.                       На предприятии ежемесячно должна составляться смета плановых накладных расходов.

2.                       Ежемесячно следует производить планирование по укрупненным статьям затрат предприятия в целом с установлением на месяц вперед планового соотношения (в процентах) накладных расходов фирмы и заработной платы основного производственного персонала. Этот коэффициент необходимо использовать при планировании статьи «Накладные расходы» при составлении калькуляции полной себестоимости продукции, работ (товаров, услуг). По итогам месяца рассчитывается фактическое соотношение накладных расходов и зарплаты основного производственного персонала для корректировок сумм накладных расходов на следующий месяц (см. пример 1).

3.                       С целью минимизации расходов на рубль товарной продукции следует устанавливать необходимый объем реализации, в т.ч. с разбивкой по основным направлениям деятельности предприятия, по товарным группам и отдельным видам продукции.

Только имея всю вышеперечисленную плановую информацию, можно приступать к обоснованию уровня цен и затрат по любой хозяйственной операции предприятия в текущем периоде.

4.                       В процессе составления калькуляции себестоимости продукции (товаров, работ и услуг) экономистам предприятий-изготовителей можно использовать Методические рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, введенные в действие приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 1 апреля 2004 г. № 250.

Исходя из специфики деятельности предприятиям-изготовителям предоставляется право выбора объектов учета и калькуляции, составления собственного перечня калькуляционных статей затрат, методов распределения расходов между готовой продукцией и незавершенным производством, а также между разными видами продукции и т.д. Принятые предприятием методические решения по прогнозированию, учету и калькуляции себестоимости продукции обязательны для применения в течение всего отчетного года. При изменении учетной политики необходимо обеспечить преемственность методического подхода и сопоставимость данных по сравнению с предыдущим годом.

5.                       При формировании цены продукции (товара, услуги) важно не ошибиться в отнесении тех или иных налоговых платежей на структурные составляющие — себестоимость, прибыль, косвенные налоги. Это в основном касается НДС, оплаченного при покупке сырья, материалов, комплектующих и других материальных затрат, используемых в дальнейшем для производства продукции и реализации товаров. Входящий НДС может включаться в стоимость приобретенных товаров либо учитываться в составе внереализационных расходов, либо подлежать вычету (зачету):

5.1. суммы входящего НДС включаются в стоимость приобретенных товаров, если:

             обороты от реализации освобождены от НДС;

             НДС уплачен плательщиком при приобретении товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых на территорию Республики Беларусь без приобретения статуса происхождения из другого государства (за исключением НДС, уплаченного на таможне);

             суммы налога уплачены при приобретении в Российской Федерации товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации;

             налогоплательщик изъявил желание суммы налога, уплаченные при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, отнести на увеличение их стоимости. Данные суммы в книге покупок не отражаются;

5.2. суммы входного НДС включаются в состав внереализационных расходов налогоплательщика, если суммы налога уплачены в бюджеты других государств при осуществлении налогоплательщиками Республики Беларусь деятельности за пределами Республики Беларусь.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12 (30), декабрь 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.