В соответствии с действующим законодательством затраты на топливно-энергетические ресурсы (далее — ТЭР) подлежат включению в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с разработанными нормами расхода.
Особенности норм расхода ТЭР:
❏ разрабатываются на всех уровнях планирования по соответствующей номенклатуре продукции (работ, услуг) на единой методической основе;
❏ учитывают условия производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению;
❏ способствуют максимальной мобилизации резервов экономии топлива, тепловой и электрической энергии, усилению заинтересованности трудовых коллективов в энерго- и ресурсосбережении;
❏ взаимоувязаны с другими показателями хозяйственной деятельности соответствующих уровней планирования (экономическими нормативами, контрольными цифрами, лимитами и др.);
❏ систематически пересматриваются с учетом планируемого развития производства продукции (работ, услуг), изменения структуры производства, достижения наиболее экономичных показателей использования ТЭР (отечественных и зарубежных).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, не выпускающих продукцию (не выполняющих работы и не оказывающих услуги по производству продукции), к нормам расхода приравниваются предельные уровни потребления ТЭР.
Предельный уровень потребления ТЭР — максимально допустимое потребление ТЭР, необходимое на планируемый период.
Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, его областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием ТЭР согласовывают в установленном порядке организациям и индивидуальным предпринимателям текущие (годовые и квартальные) нормы и предельные уровни потребления ТЭР, а также прогрессивные нормы и прогрессивные предельные уровни потребления ТЭР.
Разработанные нормы расхода топлива и энергии для предприятий, организаций и учреждений утверждаются в следующем порядке:
❏ соответствующими (по принадлежности) республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами;
❏ для субъектов хозяйствования с суммарным годовым потреблением указанных ресурсов в объеме 1 тыс. т условного топлива и более и для котельных производительностью 0,5 Гкал/ч и выше нормы предварительно должны согласовываться с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь;
❏ для иных субъектов хозяйствования нормы расхода топлива и энергии утверждаются Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.
В целях реализации Республиканской программы энергосбережения на 2001−2005 гг. постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2002 г. № 9 утверждено Положение о нормировании расхода топлива, тепловой энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь (далее — Положение), которое регламентирует единый методический подход к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работы, услуги) в народном хозяйстве Республики Беларусь. В случае если приняты отраслевые (ведомственные) методики нормирования топливно-энергетических ресурсов, согласованные с Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, то субъекты хозяйствования руководствуются данными методиками по ведомственной принадлежности. Отраслевые методики по нормированию расхода ТЭР определяют организационно-методические и технические подходы к нормированию в отрасли и служат основой работы по нормированию расхода ТЭР по видам продукции (работ, услуг) в рамках отрасли.
В соответствии с Положением норма расхода ТЭР — мера потребления топлива, тепловой, электрической энергии, измеряемая в условных единицах, на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества в планируемом периоде (квартал, год).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (21), март 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.